Спрос на ювелирные изделия органично уменьшился на 15-20% от показателей предыдущего года, при этом в наиболее благоприятные периоды (конец 2023-го — начало 2024-го) продажи ювелирных изделий в Украине восстановились примерно до 70% довоенного уровня, сообщил основатель ювелирного дома Kimberli Игорь Ильчишен агентству «Интерфакс-Украина».
«Ушедший год был очень непростым для отечественного ювелирного бизнеса. Компании, как искусные эквилибристы, балансировали между противоположными тенденциями. С одной стороны — рекордный за последнее десятилетие рост мировых цен на драгоценные металлы, в частности золото (в среднем на 30%), с другой — тенденция на снижение платежеспособного спроса в стране из-за войны, экономических сложностей и выезда украинцев за границу», — указал он на факторы, повлиявшие на рыночную конъюнктуру.
Ильчишен напомнил, что дополнительным стрессовым фактором для ювелирного рынка в прошлом году был обнародован проект изменений в налоговый кодекс, которым чиновники предлагали увеличить военный сбор на продажу ювелирных изделий до 30%.
«Эта инициатива очень смутила игроков рынка, ведь новый налог мог похоронить всю отечественную ювелирную отрасль. Почти каждый весомый игрок рынка высказался на эту тему в публичном поле с обоснованием рисков и неутешительных перспектив такого решения. К счастью, к нашим аргументам прислушались», — отметил он.
Зато ставка военного была повышена на общих условиях, это также повлияло на отрасль — возросла нагрузка на зарплаты работников, что в свою очередь отразилось на доходности.
«Ювелирные компании обычно увеличивают цены на украшения только при росте стоимости сырья. Поэтому увеличение ставки не очень заметно нашим клиентам, но повлияло на доходную часть компаний. Однако по сравнению с тем, чего нам удалось избежать, это можно назвать положительным результатом», — сообщил Ильчишен.
Что касается потребительских запросов, то в дорогом сегменте ювелирного рынка, в частности изделий с бриллиантами, востребованными остаются классические дизайны. Также увеличился запрос на символические украшения и этнические мотивы. Компании реагируют на этот запрос, выводя на рынок соответствующие лимитированные коллекции.
Среди каналов реализации онлайн-продажи, в отличие от многих других сегментов ритейла, занимают очень небольшую долю продаж ювелирных компаний, в среднем по рынку около 10%, и пока перспектив увеличения этой доли нет, констатирует эксперт. Это объясняется спецификой продукции. Ювелирные изделия нельзя отнести к спонтанным покупкам: при выборе украшений, особенно дорогого сегмента, нужен эмоциональный контакт, возможность примерить, получить детальную консультацию вживую, объясняет Ильчишен. Среди работающих постоянных инструментов маркетинга — акции к праздникам, программы лояльности, капсульные тематические коллекции, которые придают ощущение эксклюзивности владельцам украшений.
«Мы очень трезво смотрим на перспективы 2025 года. Оценивая процессы, происходящие вокруг, снижение спроса будет продолжаться, а финансовая нагрузка повышаться, придется адаптироваться к новым налоговым и рыночным условиям», — говорит Ильчишен.
По его мнению, крупным компаниям будет легче удержать баланс за счет наличия ресурсов на развитие, активный маркетинг и экспансию.
«Мы это видим внутри отрасли на примере оптовых продаж за 2024 год. Если в 2023 году многие имели позитивные ожидания и верили в возможности развития, открывая новые торговые точки, то в 2024-м их закрывали из-за нерентабельности. Вероятно, что эти места займут более успешные игроки, аккумулируя еще больше ресурсов», — отметил он.
При этом он указал, что крупные сети тоже имеют свои уязвимые места, в частности из-за усиления контроля Нацбанка над розничными торговыми точками, которые работают как ФЛП.
«Рост налоговой нагрузки тоже заставит ритейл отказываться от таких форматов. Это увеличит нагрузку на учет, нужны будут дополнительные квалифицированные специалисты, с которыми также сейчас проблема на рынке»,- считает эксперт.
По его мнению, в этом году ювелирные компании должны решить вопрос, как в дальнейшем работать с новыми вызовами, которые создает система, при этом они должны оставаться в правовом поле и находить новые точки роста.
По данным опендатабот, ООО «Кимберли джевелри хаус» создано в 2021, по итогам трех кварталов 2024 года компания получила доход в 3 млн 122,9 тыс. грн, чистый убыток — 121,9 тыс грн.