Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

108 лоббистов внесены в официальный Реестр прозрачности Украины

1 декабря , 2025  

Первые заверенные государством лоббисты появляются в Украине. 110 участников появились в соответствующем Реестре, которым занимается НАПК, по состоянию на конец ноября — то есть за три месяца с тех пор, как вступил в силу Закон о лоббировании. Среди них 55 компаний, 54 человека и 1 иностранное представительство. Опендатабот проанализировал, зачем такой Реестр и как он повлияет на бизнес и государство.

108 действующих участников насчитывает новосозданный Реестр прозрачности НАПК, который еще называют реестром лоббистов. В перечне есть как бизнес и общественные организации, так и рядовые граждане.

Отслеживаем изменения на странице Реестра прозрачности (лоббистов) в Опендатаботе.

Узнать о первых лоббистах в Украине можно на странице Реестра лоббистов Опендатабота. В то же время, если компания является зарегистрированным лоббистом, соответствующие отметки будут добавлены в карточку компании на ее странице в Опендатаботе.

Всего с начала работы Реестра было зарегистрировано 110 участников, однако двум впоследствии приостановили участие. Из них 55 компаний, 54 человека и одно иностранное представительство. Среди них такие бизнесы, как Филип Моррис Украина, сеть магазинов Аврора, Метро кэш энд керри Украина, АрселорМиттал Кривой Рог и Ощадбанк, которые попали в Индекс Опендатабота 2025.

Лидер нынешнего Индекса Опендатабота в банковской сфере Ощадбанк один из первых среди финансовых учреждений присоединился к Реестру. В компании объясняют:

«Для банка, деятельность которого напрямую зависит от нормативного регулирования, важно открыто и легитимно взаимодействовать с Национальным банком и другими государственными органами. Регистрация в Реестре прозрачности позволяет действовать в правовом поле, разграничивая легитимную защиту интересов от недопустимых форм воздействия».

Инна Бойчук, директор по корпоративным вопросам сети «Аврора», одного из лидеров ритейла Индекса Опендатабота 2025, отмечает — закон «О лоббировании» и непосредственно Реестр являются лишь инструментами. Для того, чтобы этот механизм заработал и был действительно результативным с точки зрения обеспечения прозрачности влияния на принятие решений, нужно системно работать над формированием доверия вокруг нового института лоббирования.

«В эту работу должны быть вовлечены как государственные стейкхолдеры, так и бизнес, медиа и общество в целом. В частности, бизнес должен открыто представлять свои позиции, а власть — воспринимать и принимать такое взаимодействие как естественную часть демократического процесса принятия решений. Поэтому сейчас, наверное, будет справедливо сказать, что уже упомянутый закон и Реестр прозрачности являются пока шагами на пути к формированию зрелой культуры влияния на власть», — комментирует Инна Бойчук.

О технических нюансах на период налаживания процессов вспоминает и руководитель Департамента комитетов Европейской Бизнес Ассоциации Виктория Куликова.

«Мы ожидаем, что Реестр станет реально действенным инструментом прозрачной коммуникации. В то же время важно усовершенствовать законодательство: уточнить определения понятий, упростить отчетность и предоставить зарегистрированным участникам практические стимулы. Только тогда система будет работать эффективно и способствовать подотчетности всех сторон. В частности, текущий формат подачи отчетности является достаточно технически сложным для крупных бизнес-ассоциаций, которые имеют много предметов лоббирования (нормативно-правовых актов, к которым Ассоциация предоставляет предложения), сотни бенефициаров лоббирования (компаний-членов) и очень много коммуникации с объектами лоббирования (представителями государственных органов), информацию о которых нам необходимо будет вносить в реестр прозрачности», — комментирует Виктория.

Похожего мнения придерживаются и в Союзе украинских предпринимателей, команда которого участвовала в тестировании Реестра перед его запуском и делилась рекомендациями по улучшению взаимодействия.

«Для полноценной работы системы важно, чтобы это была двусторонняя прозрачность: не только бизнес должен регистрироваться и отчитываться, но и депутаты и чиновники должны так же действовать прозрачно, добропорядочно и выполнять нормы закона. А для эффективной работы Реестра необходимы усовершенствования законодательства, в частности уточнение сроков, оптимизация требований к отчетности и установление дополнительных стимулов для зарегистрированных лоббистов».

В СУП отмечают, что основной этап взаимодействия вновь созданных лоббистов с государством начнется в январе 2026 года, когда будет подаваться первый отчет о лоббировании. Именно тогда можно будет полноценно оценить работу Реестра — его нагрузку, функциональность и удобство использования.

Опендатабот будет отслеживать обновления Реестра лоббистов. Теперь при проверке компаний или лиц в сервисах Опендатабота пользователи будут видеть отметку о регистрации в Реестре. Это еще один шаг к прозрачности деловой среды и подотчетности тех, кто влияет на политические решения.

https://opendatabot.ua/analytics/lobbyists

,