Снижение продаж более чем на 30% из-за российской агрессии испытали 47% украинских компаний, в том числе у 19% падение превысило 50%, больше всего пострадали сельское хозяйство, розничная торговля, горнодобывающая и металлургическая промышленность, таковы результаты нового опроса устойчивости бизнеса, представленные Американской торговой палатой (AmCham).
«Война нанесла огромный ущерб украинскому бизнесу, однако компании продемонстрировали чрезвычайную устойчивость, а некоторые даже нашли возможности для роста», — говорится в сообщении.
Согласно исследованию, проведенному совместно с «McKinsey & Company Украина» накануне первой годовщины войны, в 2022 году 3% компаний увеличили продажи, по 10% – либо сохранили их, либо удержали снижение в рамках 10%. Возможности роста отмечали представители банковского и финансового секторов, IT.
Всего 4% сократили численность персонала более чем на 30%, тогда как у 29% этот показатель находился в пределах 10-30%, а 2% даже увеличили штат.
Указывается, что 4% компаний прекратили операции и не знают, когда смогут их возобновить, тогда как 30% прекращали, но уже возобновили.
По мнению опрошенных, в 2023 году давление войны на бизнес сохранится или даже усилится. Также среди неутешительных прогнозов – сокращение совокупного спроса, поскольку рост ВВП остается неопределенным, а покупательная способность потребителей может снизиться из-за исчерпания сбережений, роста безработицы и сокращения зарплат.
Как указывается в результатах исследования, 90% компаний разработали внутренние «планы на случай непредвиденных обстоятельств», однако более 40% опрошенных считают их недостаточно эффективными.
В рамках этих планов 61% создал довоенные специальные оперативные группы (многофункциональные группы или со специализацией на функцию управления рисками), 33% разработали такие планы с бизнес-подразделениями, 6% привлекли профессиональную внешнюю помощь для подготовки планов. Также 40% компаний признали, что план не сработал должным образом, в т.ч. 29% не предвидели масштабов сбоев, а 7% не имели нужных ресурсов для реализации плана.
Согласно опубликованной информаций, основным военным вызовом для 25% опрошенных стало снижение спроса на продукты или услуги (в машиностроении – 60%, ритейле – 42%), для 23% – физический ущерб объектам (в FMCG – 67%, транспорте/машиностроении – 50%), 19% – нарушение цепочек поставок (фармацевтика – 50%, машиностроение – 40%).
Проблему энергоснабжения назвали основной 10% опрошенных (IT – 30%, банки – 25%), однако среди топ-3 проблем она лидирует с показателем 66%, опережая нарушение цепочек поставок 60% и снижение спроса 52%.
Среди ключевых приоритетов для эффективного планирования на случай непредвиденных обстоятельств компании выделили гибкую операционную модель и сильную корпоративную культуру.
«В то время как гибкая операционная модель считается наиболее полезным фактором для преодоления продолжающегося кризиса, среди приоритетов, которые видят компании для своего дальнейшего развития, респонденты отметили диверсификацию, более эффективное планирование на случай чрезвычайных ситуаций и создание устойчивых команд», – отмечается в исследовании.
В будущем для преодоления кризиса 46% компаний обратят внимание на стратегию и диверсификацию бизнеса, что потребует переосмысления инвестиционных планов, 29% эффективней распланируют свои действия, 18% привлекут и поддержат устойчивую команду и рабочую силу.
Американская торговая палата в Украине является самой влиятельной международной бизнес-ассоциацией, которая служит более 600 компаниям-членам в Украине с 1992 года, доносит объединенный голос американских, международных и украинских компаний, которые инвестировали более $50 млрд в Украину и остаются верными стране.