Business news from Ukraine

Анализ Deutsche Welle расходов на поддержку Украины

22 мая , 2024  

Правительствам приходится увеличивать заимствования, налоги и сокращать государственный сектор, чтобы финансировать растущие военные бюджеты. В этом году европейские члены НАТО намерены потратить на оборону рекордные 380 миллиардов долларов, что нелегко продать избирателям.

Если вы хотите напомнить об угрозах безопасности, с которыми сталкивается современный мир, посмотрите, насколько сильно правительства увеличили расходы на оборону.Глобальные военные бюджеты достигли 2,44 триллиона долларов (2,25 триллиона евро) в прошлом году, что почти на 7 % больше, чем в 2022 году. Это был самый резкий рост в годовом исчислении с 2009 года, зафиксированный во второй го полномасштабного вторжения России в Украину. В расчете на каждого мужчину, женщину и ребенка мировые военные расходы сейчас находятся на самом высоком уровне с момента окончания холодной войны — 306 долларов на человека. Поскольку Киев оказался не готов к столь масштабному конфликту, западные страны увеличили военную помощь Украине, в то время как эскалация напряженности в отношениях с Россией, на Ближнем Востоке и в Азии также заставила правительства укреплять оборону, чего не случалось со времен Второй мировой войны.

В 2024 году Соединенные Штаты выделили на оборону 886 миллиардов долларов, что более чем на 8 % больше, чем за два года. Впервые НАТО, Европейские партнеры, согласно прогнозам, достигнут установленного военным альянсом целевого показателя расходов в размере 2 % от валового внутреннего продукта (ВВП) — главного раздражителя бывшего президента США Дональда Трампа, поскольку многие из них не справлялись с этой задачей. Только в этом году они выделили на оборону 380 миллиардов долларов, заявил в феврале глава НАТО Йенс Столтенберг.

Польша лидирует (по ВВП)

В то время как Германия все еще играет в догонялки с другими членами НАТО — этому способствовал специальный фонд канцлера Олафа Шольца в размере 100 миллиардов евро (109 миллиардов долларов) для модернизации Бундесвера. В этом году Польша должна потратить на оборону 4,2% ВВП, что является самым высоким показателем в военном альянсе. Другие страны, расположенные на восточном фланге НАТО, также значительно превышают или вскоре превысят целевой показатель в 2% из-за повышенной угрозы безопасности на их границах.

В результате перед правительствами встает все более сложный выбор, как оплатить эти новые оборонные обязательства, в то время как экономика многих стран слабеет из-за последствий продолжающейся глобальной геополитической напряженности и затянувшейся инфляции. Многие страны уже испытывают финансовые трудности.

«Краткосрочные обязательства по закупке военной техники для Украины должны финансироваться за счет дополнительного долга. Именно так исторически финансировались войны», — сказал DW Гунтрам Вольф, старший научный сотрудник брюссельского аналитического центра Bruegel. «Но для долгосрочного увеличения расходов на оборону нужно либо повысить налоги, либо сократить другие расходы».

«Болезненно ли это с политической точки зрения? Конечно! Но если распределить ее по различным государственным ведомствам, она будет менее болезненной».

Германия сокращает бюджеты министерств, кроме оборонного

Германия, столкнувшаяся с перспективой снижения налоговых поступлений в связи с ослаблением экономического роста, сократила расходы большинства правительственных ведомств и выделила международную помощь развитию для сокращения почти на 2 миллиарда евро в этом году.

«Германии предстоит пойти на очень серьезные компромиссы», — сказал DW Джеффри Ратке, президент Американо-германского института при Университете Джона Хопкинса в Вашингтоне. «Их необходимо регулировать политически, чтобы они не подорвали общественную поддержку укрепления безопасности и обороны».

Левые политические партии в нескольких странах возглавили призывы к миру между Россией и Украиной и разжигают дебаты о том, не лучше ли потратить новые военные расходы. военные расходы лучше потратить  на здравоохранение или социальные программы. Ратке отметил, что долговой тормоз Германии, ограничивающий способность правительства занимать деньги для покрытия бюджетных дыр, означает, что у коалиции Шольца меньше возможностей для маневра, чем, скажем, у Франции.

Хотя Польша , финансы Польши находятся в гораздо лучшей форме, чем у многих западноевропейских стран, премьер-министр Дональд Туск , сместивший в октябре прошлого года правое популистское правительство, с трудом выполняет предвыборные обещания, включая повышение предельного уровня подоходного налога, из-за гораздо более высокого оборонного бюджета.

Другие страны ЕС борются с целью НАТО

Другие страны, например те, которые больше всего пострадали от европейского долгового кризиса 2011 года, уже столкнулись с мерами жесткой экономии, и любые дальнейшие сокращения могут повлиять на качество государственных услуг.

Например, Италия, как ожидается, потратит на оборону всего 1,46% ВВП в этом году и предупредила, что достичь цели НАТО в 2% к 2028 году будет непросто. По прогнозам, соотношение долга к ВВП страны в этом году достигнет 137,8%.

Другие страны, находящиеся в аналогичном затруднительном финансовом положении, такие как Испания, могут столкнуться с ограничениями на дополнительные дефициты, необходимые для финансирования новых военных расходов, которые могут составлять от 0,5% до 1,5% ВВП. В прошлом году Мадрид увеличил свой оборонный бюджет на 26 %.

«Европейский долговой кризис заставил скорректировать бюджет на 5-7 %, а для Греции даже на 10 %», — говорит Вольф. «К счастью, эти сокращения будут гораздо менее болезненными, чем те, которые пришлось пережить европейскому югу».

Швеция, Норвегия, Румыния и Нидерланды имеют более низкий уровень долгового бремени. Но даже в этом случае голландский ультраправый фанатик Геерт Вилдерс планирует значительные расходы на социальное обеспечение, жилье и сельское хозяйство, чтобы его новая четырехпартийная коалиция устояла.

«Помимо проблем с бюджетными возможностями и задолженностью, на эти дебаты о ресурсах накладываются различия в восприятии угроз в Европе», — говорит Ратке, поэтому страны, расположенные дальше от Украины, могут быть менее склонны уделять приоритетное внимание обороне, чем те, которые находятся вблизи ее границы.

Следующая цель: 3%?

Ожидается, что расходы на оборону продолжат расти в течение следующего десятилетия. Цель НАТО по расходам на оборону в размере 2% была впервые установлена в 2014 году после того, как на востоке страны вспыхнула война между украинскими военными и поддерживаемыми Россией сепаратистами, а Москва аннексировала украинский полуостров Крым.

В прошлом году на встрече в Вильнюсе, Литва, лидеры НАТО согласились с тем, что целевой показатель может часто превышать 2%. Германия, которая до сих пор с трудом справлялась с первоначальной целью, теперь обсуждает возможность установления целевого показателя в 3%, что будет иметь еще более серьезные последствия для государственных финансов.

,