Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

ГОСАКТИВЫ ДОЛЖНЫ УПРАВЛЯТЬСЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМИ СОВЕТАМИ С НЕЗАВИСИМЫМИ ДИРЕКТОРАМИ — ЭКСПЕРТЫ

2 июля , 2021  

Государственные активы должны управляться на ФГИУ в ручном режиме, а Наблюдательными советами с входящими в них независимыми директорами. Такое мнение 30 июня высказали эксперты в ходе организованного Украинским обществом финансовых аналитиков круглого стола «Корпоративное управление государственными активами: от ручного режима к независимым директорам».

Эффективная деятельность государственных предприятий возможна только в случае реальной смены модели управления госактивами Вместо ручного управления на госпредприятиях необходимо срочно создать независимые наблюдательные совета с включением в них более 50% независимых директоров – как того требует п.2. ст.11 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности». К такому выводу пришли участники круглого стола «Корпоративное управление государственными активами: от ручного режима к независимым директорам», организованного Украинским обществом финансовых аналитиков.

«Эффективная работа наблюдательных советов возможна, если зарплаты независимых директоров будут привязаны к четким и понятным KPI. К сожалению, у нас не так много прибыльных госпредприятий, поэтому зарплата директоров должна зависеть не только от уровня прибыли, но и определяться суммой дивидендов, направляемых в госбюджет. Правда, и здесь надо действовать гибко, ведь, если до 90% средств перечислять в госбюджет, то откуда возьмутся ресурсы для капитализации, инвестиций и т.д.? В этом плане мы должны подходить с точки зрения государственных интересов и прислушиваться к профессиональному мнению независимых наблюдательных советов», — заявил Сергей Нагорняк, народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг.

Тем не менее на сегодняшний день в подавляющем большинстве госактивов нет ни то что независимых директоров, а вообще действущих НС. Так, Управление Одесским припортовым заводом, например, сообщил, Алексей Кузнецов, руководитель аналитической службы агентства «Маркет.Инфо», осуществляется в ручном режиме, вопреки требованиям п.2. ст.11 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности». «Согласно норме данного Закона, в состав наблюдательных советов госпредприятий, включаются независимые члены наблюдательного совета, количество которых должно составлять большинство членов НС. На сегодняшний же день, на ОПЗ Наблюдательный совет уже больше года неправомочен – он может только собрание акционеров объявлять – ни назначать правление, ни ставить стратегические задачи менеджменту, ни контролировать правление – не может. В марте этого года был объявлен конкурс по отбору независимых директоров – членов набсовета ОПЗ. Но– результатов его нет – то ли желающих нет, то ли подавшиеся претенденты не понравились Минэкономики и Фонду госимущества», — констатировал эксперт.

Данная ситуация, как сообщил Алексей Кузнецов, приводит к значительным злоупотреблениям и коррупции, и, как следствие, к убыткам предприятия. Так, ПАО «Одесский припортовый завод» в 2020 году, увеличил чистый убыток в 16,5 раза – до 1 млрд 198,697 млн грн. Это не смотря на тот факт, что ОПЗ в 2020 году выпустил 96,5 тыс. тонн товарного аммиака что в 3,2 раза больше, чем годом ранее и 821,2 тыс. тонн карбамида, что в 2,5 раза превышает показатель 2019 года и является рекордом высоким за последние пять лет. При этом, по оценке директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, Давалец природного газа на Одесском припортовом заводе компания «Агро Газ Трейдинг» (АГТ) заработала в 2020 году около $44 млн (1,188 млрд грн).

«По оценкам опрошенных мной экспертов, из этих 44 млн долл. 14 млн долл. – это недополученная прибыль ОПЗ из-за невыгодных условий контрактов по давальческой схеме. Плюс еще 3,2 млн долл. – от не совсем законного внесения изменений в контракт по транспортировке газа. Согласно изменениям — 50% стоимости транспортировки газа, предоставляемого давальцем, стало оплачивать ОПЗ, хотя ранее это происходило за счет самого давальца», — подчеркнул эксперт.
Подобная ситуация сложилась и на «Харьковоблэнерго». В ходе круглого стола начальник управления по корпоративным правам компании SMART HOLDING Елена Нусинова заявила, что акционер госкомпаний «Харьковоблэнерго» и «Харьковэнергосбыт», владеющий 29,8% акций каждого из этих предприятий, инвесткомпания SMART HOLDING требует от ФГИ сформировать на них набсоветы с независимыми директорами.

По словам Нусиновой, компания объявила конкурсный отбор кандидатур на должности независимых членов наблюдательных советов харьковских госпредприятий, опираясь на ч.4 ст. 53 Закона Украины «Об акционерных обществах». «Конкурс будет проведен максимально прозрачно и демократично и с этой целью мы привлекли авторитетную международную компанию по отбору управленческого персонала — Boyden Ukraine. То есть мы сами не принимаем участие в отборе. Надеемся, что Номинационный комитет возобновит свою работу и рассмотрит кандидатуры найденных международными HR-специалистами профессионалов для работы в набсоветах. Тогда мы на деле убедимся в том, что призывы к реализации реформы корпоративного управления и формирование набсоветов из независимых директоров – это не пустой звук. Пока же, к сожалению, можем констатировать полнейший коллапс на этом пути», -резюмировала эксперт.

«Нам не нужно изобретать велосипед. Есть руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению на предприятиях государственной формы собственности. Согласно им, набсоветы формируются с участием независимых директоров, избираемых на прозрачных конкурсах», — считает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук

Однако, по мнению экспертов, есть и вопросы к условиям конкурсов по отбору независимых директоров. Так, по мнению в.о. генерального директора «Хмельницкоблэнерго» Олега Козачука, «объявлении конкурсов на независимых членов наблюдательных советов государственных активов — это хорошо. Но совсем нехорошо то, что квалификационные требования к претендентам Фондом госимущества завышены, выписаны»криво», не учитывают статус и размер госпредприятий, отраслевую специфику, а уровень компетенций непропорциональное до масштабов компаний и не учитывает зеркальность требований к представителям государства в наблюдательных советах. И уж совсем плохо, что это опять может привести к провалу конкурсов на независимых членов, и главное — на членов Наблюдательных советов от государства. Ну или конкурсы все же состоятся, но в Наблюдательных попадут люди, под которых эти требования писались Фондом Госимущества».