Результаты масштабного опроса Нацбанка и Опендатабота
С начала полномасштабного вторжения в Украине возросла активность кибермошенников. Пользуясь ситуацией и сложным положением граждан, преступники адаптировали мошеннические схемы под настоящее и обманывали людей, притворяясь банками или обещая финансовую помощь от имени государства, международных и благотворительных организаций. Опендатабот в партнерстве с Национальным банком Украины запустил масштабный просветительский проект, чтобы выяснить, как работают мошенники в военное время, и научить украинцев противодействовать кибермошенничеству.
Опендатабот вместе с НБУ разработал просветительский проект для пользователей своих сервисов. Опрос и обучение в системе прошли более 112,9 тысяч пользователей.
В результате опроса было выявлено, что 11% украинцев становились жертвой мошенников с начала полномасштабного вторжения.
Оказалось, что чаще всего преступники обманывают молодежь (18-24) и людей в возрасте 65+.
По данным опроса, чаще всего украинцев обманывали при покупке/продаже товара в интернете — с таким сталкивался каждый второй респондент (52,74%). Вторая по популярности воровская схема — фишинговые ссылки (18,57%). У 12,04% мошенники взломали соцсети, а еще у 10,18% выманивали информацию по телефону и тому подобное.
«Во время войны мошенники используют уязвимость граждан, их тревогу, затруднительное положение. Противодействовать этому можно только через осведомленность и критическое мышление.
Характерно, что большинство случаев, когда граждане теряют свои средства, возникают из-за разглашения ими данных своей платежной карты, одноразовых паролей для подтверждения операций, данных для входа в интернет-банкинг.
Половина от общей суммы убытков от мошенничества с платежными картами произошла из-за социальной инженерии. Их можно было бы избежать, помня и соблюдая правила безопасного использования платежных карт», — отмечает директор Департамента платежных систем и инновационного развития Андрей Поддерегин.
По его словам, опрос, который осуществил Опендатабот совместно с Национальным банком, повысит эффективность информационной кампании по противодействию платежному мошенничеству #ШахрайГудбай, которую проводит Национальный банк вместе с Киберполицией.
Узнать, насколько вы защищены от мошенников, можно в сервисах Опендатабота.
Контекст
За восемь месяцев 2023 года в Украине было открыто почти 60 тысяч производств о мошенничестве по ст.190 УКУ. Это больше, чем даже в целом за два предыдущих 2 года: так, в 2021 было открыто 23,8 тысяч производств, а в 2022 — 32 тысячи.
#ШахрайГудбай — это информационная кампания НБУ и его партнеров, цель которой — научить украинцев правилам безопасности безналичных и онлайн-платежей.