Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

КИЕВСТАР СТАЛ ПАРТНЕРОМ КАМПАНИИ ПО ПЛАТЕЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ #ШАХРАЙГУДБАЙ, КОТОРУЮ ПРОВОДИТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

16 февраля , 2022  

14 февраля 2022 года Национальный банк начал Всеукраинскую информационную кампанию по платежной безопасности #ШахрайГудбай. Она станет продолжением первой подобной кампании, которая успешно прошла в 2020 году. Ее цель – улучшить осведомленность граждан о кибергигиене и содействовать формированию культуры безопасного поведения в виртуальном пространстве, а также напомнить об основных правилах безопасности безналичных расчетов.
Тема кибербезопасности и платежного мошенничества остается актуальной во всем мире и Украина не исключение. В частности, Национальный банк констатирует рост активности мошенников в прошлом году.
«Если говорить об уровне убытков от незаконных действий с платежными карточками в общем объеме всех подобных операций, то он остался относительно низким.
В прошлом году на один миллион гривен расходных операций с использованием платежных карточек на незаконные действия или сомнительные операции приходилось 65 гривен. Это немного, но все же больше, чем в 2020 году: тогда было 48 гривен, – сказал заместитель Председателя Национального банка Алексей Шабан. – Именно поэтому мы считаем, что необходимо напомнить гражданам о правилах безопасных онлайн-платежей и поведения в виртуальном пространстве. Ведь главное оружие против мошенников сегодня – осведомленность».
Популярнейшим методом мошенничества с платежными карточками в Украине, как и в мире, традиционно остается социальная инженерия, благодаря применению которой люди сами переводят деньги аферистам либо сообщают им данные своих карточек.
Так, на один миллион гривен расходных операций с использованием платежных карточек объем убытков от мошеннических действий в торговой сети уменьшился с 61 гривни (в 2020 году) до 40 гривен (в 2021 году), в банкоматах – с 33 гривен (в 2020 году) до 29 гривен (в 2021 году).
Также за прошлый год почти на 45% уменьшилась средняя сумма мошеннической операции в торговой сети – с 1984 гривен (в 2020 году) до 1086 гривен (в 2021 году). В среднем на одну незаконную операцию в 2021 году приходилось около 1600 гривен, что 16% меньше, чем в 2020 году (1900 гривен).
«Вместе с тем мы наблюдаем, что на один миллион гривен расходных операций с платежными карточками, осуществленных в сети Интернет, объем убытков увеличился с 61 гривни (в 2020 году) до 114 гривен (в 2021 году), – подчеркнул директор Департамента платежных систем и инновационного развития Национального банка Андрей Поддерёгин. – Если сравнивать Украину и Европу, то у нас показатель относительных убытков от общего объема операций с платежными карточками остается значительно меньшим. В Украине это 65 гривен убытков на один миллион гривен, а в странах ЕС по данным Европейского центрального банка этот показатель в несколько раз выше – достигал 360 евро убытков на один миллион евро в 2019 году. Фактически мошенничество через сеть Интернет является мировым трендом. И в большинстве случаев люди становятся жертвами мошенников через несоблюдение основных правил платежной безопасности».
В 2021 году украинцы чаще выбирали безналичные платежи и покупки онлайн, что предопределялось как продолжающимися карантинными ограничениями, так и изменениями в привычках пользователей платежных карточек. Это стимулировало мошенников, которые не оставляли попыток обмануть граждан, в частности и в виртуальном пространстве.
«Обеспечение высокого уровня кибербезопасности в финансовом секторе является одной из основных целей Национального банка. Мы комплексно подходим к решению этой задачи, нормативно регулируя ключевые аспекты относительно киберзащиты, увеличивая потенциал Центра киберзащиты Национального банка, повышая компетенцию работников подразделений киберзащиты банков Украины, – объяснил заместитель руководителя Центра киберзащиты НБУ Роман Проскуровский. – Вместе с тем для нас также очень важна тема повышения киберосведомленности и безопасного поведения граждан – клиентов финансовых учреждений в виртуальном пространстве. В частности, важна надежная защита паролей к аккаунтам, особенно тех, которые привязаны к финансовому номеру телефона, ведь это основное средство взаимодействия финучреждений и их клиентов. Фактически такой номер является идентификатором клиента, дает возможность гражданину осуществить доступ к управлению своими средствами. Поэтому важно соблюдать соответствующие правила безопасного использования финансового номера телефона».
Таким образом, важным направлением кампании станет разъяснение простых правил, которые следует соблюдать во время взаимодействия с киберпространством, в частности в финансовых вопросах. Желательно иметь отдельный телефонный номер для взаимодействия с финансовым учреждением, зарегистрировать его и «привязать» к своим паспортным данным, внимательно следить за тем, где размещается информация о финансовом номере, контролировать свой мобильный телефон и не оставлять его без надзора.
«За 2021 год киберполиции удалось задокументировать преступную деятельность и направить в суд более 2000 уголовных производств, касающихся именно интернет-мошенничества, к совершению чего были причастны 422 злоумышленника. Также в работе на данный момент находится еще свыше 6600 производств. Кстати, именно мошеннические действия в сети Интернет составляют почти 70% всех обращений, поступающих в киберполицию. Наиболее распространенными в 2021 году мошенническими схемами были: продажа несуществующих товаров, псевдовыиграши, телефонное мошенничество, фишинговые ресурсы для присвоения денег или сбора персональных данных, овладение деньгами по причине сверхприбыли и просьба знакомых о помощи в социальных сетях. В целом за прошлый год по зафиксированным Национальной полицией случаям киберпреступники обманули граждан более чем на 193 миллиона гривен», – заметил руководитель отдела противодействия преступлениям в сфере компьютерных систем Департамента киберполиции Евгений Дороганов.
Киевстар поддерживает Всеукраинскую информационную кампанию #ШахрайГудбай. В рамках кампании оператор будет содействовать распространению информации об угрозах в киберпространстве, об основных правилах соблюдения кибергигиены и поделится своим экспертным опытом в сфере безопасности.
«Пользователи мобильного телефона сегодня сталкиваются с большим количеством рисков и угроз. Мошенничество с использованием SIM-карточек, фишинговых сайтов, преступные действия в формате звонков и SMS от разных учреждений сейчас остаются основными способами кражи персональных данных, открытия доступа к банковским платежным карточкам и счетам пользователей, аккаунтов, паролей и т. д. Информация, которую абоненты хранят в телефоне, ныне представляет собой намного большую ценность, чем сам гаджет, поэтому крайне важно уметь защитить свои данные. Соблюдение элементарных правил кибергигиены – лучший способ борьбы с мошенничеством в сети», — комментирует Юрий Прокопенко, директор по кибербезопасности Киевстар.
Информационная кампания будет осуществляться в течение следующих трех месяцев во всех регионах Украины. В рамках данной кампании Национальный банк и его партнеры проинформируют граждан о том, как уберечься от платежного мошенничества, в частности через обновленную тематическую веб-страницу #ШахрайГудбай с детальной информацией о кампании и правилах поведения в виртуальном пространстве.
Справка о Киевстар
Киевстар – наиболее крупный украинский оператор телекоммуникаций, предоставляющий услуги связи и передачи данных на базе широкого спектра мобильных и фиксированных технологий для 26,3 млн абонентов мобильной и 1,2 млн абонентов фиксированной связи. Услуги 4G компании доступны на территории, где проживает 90% населения Украины. Акционер Киевстар – международная группа VEON Ltd, имеющая офис в Нидерландах. Акции Группы находятся на фондовых биржах NASDAQ (Нью-Йорк) и Euronext (Амстердам). Киевстар 24 года работает в Украине, является самым крупным налогоплательщиком в телеком-сфере, одним из лучших работодателей и социально ответственной компанией.
Дополнительная информация: pr@kyivstar.net , www.kyivstar.ua
Справка об информационной кампании #ШахрайГудбай
Национальный банк проводит Всеукраинскую информационную кампанию по платежной безопасности #ШахрайГудбай вместе с Департаментом киберполиции Национальной полиции Украины, а также при поддержке:
• Международной финансовой корпорации (IFC) в партнерстве с Государственным секретариатом Швейцарии по экономическим вопросам (SECO) и Фондом эффективного управления Великобритании;
• Министерства цифровой трансформации Украины.
Генеральные партнеры: ЕМА, Mastercard, OLX.ua, Lifecell, ВАФК, ПРОСТІР, YASNO – поставщик электроэнергии, газа и решений из энергоэфективности, BlaВlaСar, Новая почта.
Информационные партнеры: Приватбанк, Сбербанк, Укрэксимбанк, Райффайзен Банк, Укргазбанк, Альфа-Банк, ПУМБ, Укрсиббанк, ОТП Банк, Универсал Банк, Международный резервный банк, Креди Агриколь Банк, Кредобанк, Прокредит Банк, Таскомбанк, Банк Кредит Днепр, Банк Восток, А-Банк, Акордбанк, МТБ Банк, Банк Альянс, Мегабанк, Идея Банк, Правекс Банк, Банк Глобус, Коммерческий Индустриальный Банк, Банк Січ, Банк Львов, Международный Инвестиционный Банк, Индустриалбанк, Радабанк, РВС Банк, Кристалбанк, Банк Клиринговый Дом, Банк инвестиций и сбережений, Конкорд Банк, Кристалбанк, Полтава-Банк, Первый Инвестиционный Банк, Укрстройинвестбанк, Банк Форвард, Мотор-Банк, Банк Грант, Агропросперис Банк, Юнекс Банк, Банк Украинский капитал, Асвио Банк, Европейский Промышленный Банк, Поликомбанк, Украинский банк реконструкции и развития, БТА Банк, Банк Траст-Капитал, Банк Портал, Visa, Киевстар, ОО «ВСАД «IТ-Бабушки»», Фокстрот, Shell, Освитория, Укрпочта, Aroma Kava, Пенсионный фонд Украины, Государственная служба занятости, Черкасская ОГА, Сумская ОДА, Винницкая ОГА, Житомирская ОГА, Николаевская ОГА, Одесская ОГА, Днепропетровская ОГА, Ивано-Франковская ОГА, Херсонская ОГА, Луганская ОГА, Донецкая ОГА, Кировоградская ОГА, Полтавская ОГА, Волынская ОГА, Тернопольская ОГА, Львовская ОГА.

, ,