12 марта общественная организация «Життя» вместе с исследователями Киевского международного института социологии (КМИС) представила результаты всеукраинского опроса «Употребление табачных и никотиновых изделий и отношение к антитабачным мероприятиям«, проведенного в ноябре — декабре 2023 года в рамках регулярного «Омнибуса».
По данным опроса, на сегодня в Украине 30 % населения употребляют табачные или никотиновые изделия: 43 % мужчины и 20 % женщины. Ежедневными курильщиками являются 24,5 % украинцев (36 % мужчин, 15 % женщин).
Опросы показывают, что потребление табачных изделий в Украине активно снижалось до 2017 года. Но после появления агрессивной рекламы табачных изделий для нагревания, электронных сигарет и никотиновых изделий их потребление в Украине не снижается уже 7 лет. Если же мы посмотрим на структуру курения, то среди украинских женщин потребление табачных и никотиновых изделий за 7 лет выросло вдвое. По данным опроса GATS, в 2017 году ежедневными потребителями табака были 7 % и электронных сигарет 1 % украинок, на сегодня эта цифра составляет 15 %. Наибольшее распространение употребление табака и никотина получило среди молодых женщин в возрасте 18 — 29 лет — 37%, из которых 28,4% ежедневно и 8,4% эпизодически. То есть на сегодня фактически каждая третья девушка является зависимой от никотина.
Среди ежедневных потребителей 79% курят сигареты промышленного производства. Далее следуют табачные изделия для электрического нагрева (18 %) и электронные сигареты (14 %). Употребление ТИЭН и электронных сигарет более распространено среди молодых респондентов: 37% молодежи в возрасте 18-29 лет употребляют табачные изделия для электрического нагрева, 36% — электронные сигареты. Женщины чаще чем мужчины употребляют табачные изделия для электрического нагрева (27% против 13%) и электронные сигареты (25% против 11%).
«Результаты опроса демонстрируют четкую корреляцию между ответами респондентов, которые больше всего подвергались рекламе табачных и никотиновых изделий, и распространенностью употребления этой продукции среди молодой группы населения. Также мы впервые наблюдаем паритет между потребителями табака и никотина среди мужчин и женщин в группе 18 — 29 лет, однако если для мужчин сохраняется постоянство показателей, то для женского населения произошел значительный рост», — подчеркнул Александр Щербатюк, исследователь, координатор проектов Киевского международного института социологии.
Опрос показал, что больше всего замечает рекламу табака и никотина именно молодое население — 73% молодежи в возрасте 18 — 29 лет. Далее этот показатель снижается с каждой возрастной группой и падает до 19 % среди респондентов в возрасте 70 лет и старше. Это подтверждает, что реклама табачных и никотиновых изделий направлена на самую молодую возрастную группу мужчин и женщин.
Демонстрация табачных и никотиновых изделий в местах торговли является основным каналом рекламы этой продукции — 32 % опрошенных отметили, что замечают ее. На втором месте баннерная реклама в интернете (23 %) и персональные страницы в социальных медиа (20 %). Рекламу на улице видели 14 %. Чаще всего респонденты наблюдали рекламу традиционных сигарет и сигарет для нагревания (35 %), 31 % сталкивались с рекламой устройств для нагревания табака, 24 % — электронных сигарет и еще 10 % — никотиновых снюсов.
«Табачная индустрия возвращает табачную эпидемию среди молодежи. Маркетинг табачных компаний охотится на молодых женщин и мужчин. Здоровье населения и прежде всего детей и молодежи является вопросом национальной безопасности для восстановления человеческого капитала Украины. Поддержка населением антитабачных норм до 80% является указателем для Верховной Рады Украины в защите украинцев от табака и никотина», — отметил Дмитрий Купыра, исполнительный директор ОО «Жизнь».
Большинство украинцев поддерживают антитабачные меры для предотвращения начала употребления табака со стороны молодежи.
Абсолютное большинство респондентов поддерживают запрет рекламы брендов электронных устройств для курения и электронных сигарет (79%) и запрет видимого размещения пачек табачных изделий в местах торговли (77%). Две трети опрошенных поддерживают запрет ароматизированных табачных изделий (67 %) и повышение налогов для уменьшения ценовой доступности для детей (65 %). Введение стандартизированной упаковки поддерживают 61 % респондентов.
«В конце 2021 года Верховная Рада Украины приняла антитабачный Закон 1978-ІХ, который имплементировал ключевые положения евроинтеграционной Директивы 2014/40/ЕС. Результаты принятых изменений мы уже видим с появлением обновленных медицинских предупреждений на пачках сигарет. Несмотря на эти усилия, табачная индустрия продолжает привлекать молодежь. Имея абсолютную поддержку граждан, мы предложим Парламенту следующий пакет предложений для защиты здоровья детей и молодежи от наркотической табачной и никотиновой продукции. Прежде всего необходимо ликвидировать все проявления рекламы, в частности видимое размещение табачных и никотиновых изделий в местах торговли и запретить несвойственные табачным изделиям вкусовые (фруктовые) добавки. Такие шаги соответствуют Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и евроинтеграционным обязательствам Украины», — отметила Лада Булах, народный депутат Украины, член Комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования.
Результаты опроса выявили ключевые причины распространения эпидемии употребления табака и никотина в Украине, а также продемонстрировали существенную поддержку населения для безотлагательного внедрения законодательных мер по защите молодого населения. Курение в Украине является причиной 130 тысяч преждевременных смертей ежегодно от таких заболеваний, как инфаркт, инсульт, онкологические заболевания и другие.