Business news from Ukraine

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ НЕ ИЗМЕНИЛА СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ – ЭКСПЕРТЫ

Стартовавшая в 2021 году судебная реформа не изменила судебную систему, считают опрошенные агентством «Интерфакс-Украина» юристы.

В юридической компании «Омерта» напомнили, что в 2021 году президент Владимир Зеленский подписал два закона, запускающие судебную реформу: закон о внесении изменений в порядок избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия (ВСП) и деятельности дисциплинарных инспекторов ВСП, а также изменения в закон «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы о возобновлении работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ)».

«Собственно саму судебную систему эти законы не поменяли, в том числе они не затронули Государственную судебную администрацию. Реформа децентрализации и изменение территориального устройства Украины подталкивают власть к изменению количества судов и их месторасположения со всеми вытекающими последствиями. В настоящее время приоритетным считается «кустовой» способ формирования новой «карты судов» — то есть при общем сокращении количества судов будут созданы базовые укрупненные суды в конкретных районах с сохранением их «филиалов». Такой вариант, в числе прочего, позволит избежать увольнения значительной части сотрудников аппаратов судов», — отметили эксперты «Омерты».

При этом они считают, что на сегодняшний день суды ни процессуально, ни материально, ни организационно не готовы к укрупнению.

В свою очередь, адвокат судебной практики Asters Дмитрий Монастырский, комментируя наиболее ощутимые изменения в сфере права в 2021 году, также отметил реформу ВККС и ВСП, которые запускаются соответствующими законами.

«Ожидается, что возобновление работы ВККС сможет решить проблему нехватки кадров в судах, что, в свою очередь, должно снизить нагрузку на действующих судей, ускорить рассмотрение дел и повысить качество принятых решений», — сказал он.

При этом юрист отметил, что принятие обоих законов сопровождалось критикой решающего влияния иностранцев в процессе реформирования важнейших органов судебной власти Украины.

«Приверженцы такого подхода считают, что это единственный способ избежать коррупции и назначить добропорядочных кандидатов», — сказал он.

Эксперт также напомнил о «кризисе в отношениях между президентом и Конституционным судом Украины (КСУ), начавшегося в конце 2020 года с отмены важных положений антикоррупционного законодательства, в этом году только углубился».

«В марте президент Зеленский упразднил указы Виктора Януковича о назначении двух судей КСУ. В украинской судебной практике уже были случаи, когда практика президентов увольнять с должностей из-за «отмены назначения» признавалась незаконной. Оба судьи обжаловали эти указы в Верховном Суде, а ряд народных депутатов — в Конституционном. В августе президент назначил конкурс на вакантные должности двух судей КСУ и впоследствии отобрал двух кандидатов вместо «уволенных». Однако КСУ отсрочил приведение к присяге новых судей Конституционного суда Украины, пока не будет окончательно подтверждено, что должности по квоте президента Украины действительно вакантны», — сказал Монастырский.

Комментируя влияние пандемии COVID-19 на работу судебной системы в 2021 году юрист сказал: «Судебная система адаптировалась к работе в условиях противоэпидемических ограничений, а начало вакцинации населения от COVID-19 никак не отразилось на карантинных ограничениях в судах — фактически они не изменились с прошлого года».

При этом Монастырский отметил, что в целом «очевидно, что в судебной системе есть существенные проблемы с финансированием или с эффективным распределением и использованием финансовых ресурсов». «Негативные последствия такой ситуации в целом могут не ощущаться, когда в деле участвуют профессиональные представители, регулярно интересующиеся ходом процесса», — сказал он.

Монастырский также отмечает, что в судебной системе ощущается незавершенность судебной реформы.

«ВККСУ не работает с конца 2019 года. Конкурсная комиссия, которая должна возобновить деятельность этого органа, готовится начать работу. ВСП еще с лета прекратил рассмотрение дисциплинарных жалоб на судей, потому что, по новому закону, их должны рассматривать дисциплинарные инспекторы, которых еще не назначили. Этический совет, который должен играть ключевую роль на дальнейших этапах реформирования ВРП, начал работу только к концу года», — сказал он.

По прогнозам юриста, существует вероятность, что реформа в существующем виде и не будет завершена вообще. «Дальнейшая судьба судебной реформы станет более понятна за первое полугодие следующего года», — считает он.

Со своей стороны партнер юркомпании Arzinger Юрий Сухов и советник практики уголовного права и защиты бизнеса этой компании Александр Максименко, подводя итоги 2021 года отметили роль ВАКС, «на который сегодня могут равняться остальные судебные инстанции».

«Ранее судебная система открыто боялась принимать решения в сложных политических делах. ВАКС существенно изменил такую политику. Пошло продвижение по многим громким делам: были назначены подготовительные заседания, а сами дела переданы на судебное рассмотрение», — отметили они.

Вместе с тем юристы считают, что в последнее время адвокаты отмечают тенденцию обвинительного уклона решений.

«Если ранее не возникало вопросов к законности приговоров, то сейчас наблюдается практика, которая не только ограничивает возможности стороны защиты, но и в целом противоречит ранее сформированным подходам судебной системы. Во многих случаях ВАКС более лоялен к стороне обвинения и закрывает глаза на существенные нарушения стороны обвинения, принимая решения, опираясь на общественный запрос «наказания топ-коррупционеров». В подтверждение этого факта – завышенные залоги и нежелание принимать решение в пользу обвиняемого даже при наличии доказательств, подтверждающих его невиновность», — сказали они.

Вместе с тем, по словам представителей Arzinger, адвокаты, как правило, отмечают высокий уровень организации судебных процессов ВАКС, отсутствуют нарекания на возможность доступа к материалам дела, отмечается высокий уровень коммуникации помощников и секретарей, наличие достаточного количества времени для подготовки к судебному заседанию.

По их прогнозам, в 2022 году следует ожидать увеличения количества приговоров, «поскольку ВАКС уже получает те уголовные производства, которые годами расследовались в НАБУ и не были рассмотрены».

«Уже в ближайшее время мы увидим, каким образом изменится соотношение оправдательных/обвинительных приговоров. Ожидаемо, что немалую роль в решении проблем законности действий судей ВАКС сыграет Верховный суд, в который будут доходить дела, прошедшие первую и апелляционную инстанции Антикоррупционного суда. Не исключено, что это приведёт к изменению многих ранее укрепившихся спорных правовых позиций ВАКС», — полагают юристы.

По их словам, Верховный суд уже отменил несколько решений ВАКС в связи с процессуальными нарушениями как со стороны правоохранительных органов, так и самих судей, при этом Антикоррупционный суд и его апелляционная палата упорно закрывают глаза на видимые нарушения, что в дальнейшем будет приводить к аналогичным решениям Верховного суда и как результат — к потере доверия адвокатского сообщества.

Сухов и Максименко в целом позитивно оценивают создание и функционирование ВАКС как составляющей системы судоустройства Украины, однако считают: «Этот суд тогда будет полноценно стоять на ногах, когда все стороны уголовного производства и все слои населения, в том числе чиновники, будут уверены в его справедливости и незаангажированности».

, ,

«ЭТАЛОН» СОХРАНИЛА ПРОДАЖИ АВТОБУСОВ НА УРОВНЕ ПРОШЛОГО ГОДА

Предприятия автомобильного направления корпорации «Эталон» в 2021 году, по предварительным данным, реализовали в Украине около 260 транспортных средств, в том числе более 250 автобусов и 4 троллейбуса, что практически соответствует итогам 2020 года, сообщил директор торгового дома «Эталон Авто» Вадим Шкарупин.

«Цифра пока предварительная, но из проданных около 260 автотранспортных средств 200 ед. – это школьные автобусы, 40 городские и 16 междугородние автобусы, и четыре троллейбуса. При этом рынок автобусов в Украине в этом году вырос на 8% — до более 1100 ед, и на долю «Эталона» пришлось 22% рынка после «Атамана» с долей 27% и 310 проданными автобусами», — сообщил он на итоговой пресс-конференции корпорации в Киеве в четверг.

Как сообщалось, по итогам 2020 году «Эталон» занимал третью строчку по продажам автобусов с долей 23%, пропустив на второе место МАЗ.

В то же время в текущем году доля МАЗ сократилась до 9,5%, и он занял четвертую строчку на этом рынке. Третья позиция у турецких Karsan с долей 13% (155 автобусов), которые появились в Украине летом текущего года (их активно закупал Харьков – ИФ).

Президент корпорации Владимир Бутко уточнил, что белорусские производители потеряли свою долю, в том числе из-за проблем, связанных с санкциями.

«У МАЗ проблемы: Германия, например, не поставляет мосты и оси, они начали ставить китайские, и возникают задержки с поставками, хоть они и выиграли суды (оспорили введенную Украиной 35%-ную ввозную пошлину на автотехнику – ИФ)», — отметил он.

Шкарупин также сообщил, что в этом году немного изменилось соотношение публичных закупок (в первую очередь, школьные автобусы) и ритейла – в 2021 году оно составило 75% к 25% против 80% к 20% в прошлом.

«Но это улучшение не за счет оживления коммерческих закупок (по-прежнему перевозчики в Украине не стимулируются), а за счет покупки компаниями для перевозки сотрудников», — уточнил он.

В структуре продаж автобусов в Украине преобладали автобусы малого класса (930 ед.). Тогда как в продажах троллейбусов, по данным эксперта, лидирует корпорация «Богдан» (70 ед), после которой следует «Политехносервис» с 46 троллейбусами PTS.

Как отметил директор Черниговского автозавода (ЧАЗ) Андрей Савченко, в текущем году завод выпустил 283 транспортных средства – на 84 ед. больше, чем годом ранее.

По его словам, в этом году Черниговский автозавод корпорации начал серийное производство городского низкопольного автобуса большого класса (модель А12221) с силовым агрегатом Евро-6, проведен рестайлинг городского автобуса длиной 9,4 м.

Кроме того, завершена разработка конструкторской документации и начато изготовление первого образца 10-метрового туристического автобуса модели А11123 с двигателем Евро 5 индийской Ashok Leyland, который планируется презентовать в январе-феврале следующего года.

«Мы хотели презентовать его до конца этого года, но с учетом возникшего дефицита электронных компонентов на фоне пандемии коронавируса и усложнения логистики ожидаем его представить в январе-феврале 2022 года», — уточнил Бутко.

Помимо этого он отметил, что опытную эксплуатацию в Одессе проходит первый образец трамвайного вагона.

По словам Савченко, заявленная потребность городов в трамвайных вагонах на пять лет составляет около 1300 ед., и эту потребность могут покрыть украинские производители данной техники: «Татра-Юг», «Электронтранс», «Эталон», Политехносервис» и Крюковский вагонзавод.

Касаясь планов корпорации на 2022 год, Бутко отметил, что, в частности, прорабатывается сотрудничество с китайским производителем электробусов.

«Прошли первые переговоры, и, думаю, сможем начать сборочный процесс с полным производством кузова, а это уже не 10% локализации. Мы решили не заниматься разработкой электробуса самостоятельно, тогда как у китайского производителя уже есть более чем 10-летний опыт», — отметил Бутко.

Кроме того, корпорация планирует разработку автобуса на базе агрегатов Ashok Leyland длиной до 10м (полностью низкопольного или с ненизкой задней площадкой) с учетом спроса у муниципальных предприятий в Киеве, Одессе, Днепре, Харькове, Львове.

Корпорация также создала унифицированный кузов для 12-метровых автобуса, троллейбуса и троллейбуса с автономным ходом до 20 км, что, по словам Бутко, позволит уменьшить расходы, себестоимость продукции и повысит узнаваемость продукции.

Говоря об экспортной программе корпорации, Бутко отметил, что планы по выходу на рынок ЕС нарушила пандемия, в частности по поставкам автобусов в Польшу.

«А с Турцией при подписании соглашения о ЗСТ перспектив выхода на этот рынок тоже не вижу. Если на белорусский рынок выйти практически невозможно, то Турция еще более серьезная страна – Эрдоган вряд ли потерпит присутствие иностранных производителей, а в ЕС уже 11% турецких машин, они уже производят больше, чем необходимо внутреннему рынку», — пояснил он.

Касаясь перспектив троллейбусного направления, Бутко указал, что в рамках финансового соглашения с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) на сумму EUR200 млн (программа закупки городского транспорта), ратификация которого сейчас ожидается, «Эталон» имеет возможность поставить 40-50 троллейбусов.

В то же время он посетовал, что в повторном тендере на поставку автобусов в Николаев за средства ЕИБ, скорее всего, заявка корпорации будет отклонена, поскольку условия фактически прописаны под турецкие машины.

«Сейчас открыли предложения, и на заявленную сумму (EUR4,5 млн- ИФ) мы предлагаем 60 машин, а турецких – 35 ед. Но нас отклонят, и никто не посмотрит, что отечественный производитель», — отметил президент корпорации.

Он также выразил мнение, что при подписании соглашения о ЗСТ с Турцией необходим переходной период «лет на 7», поскольку при его отсутствии украинские производители не смогут конкурировать, хотя сегодня почти однотипные автобусы у корпорации «Эталон» почти на 40% дешевле турецких.

Корпорация «Эталон» объединяет 21 предприятие. Основные направления деятельности — производство автотранспортных средств, машиностроение, складская логистика, оборудование очистки и сатурации воды.

Как уточнил Шкарупин, в 2021 году выручка корпорации выросла на 11% по сравнению с 2020 годом.

,

«VODAFONE УКРАИНА» ПЛАНИРУЕТ РАСШИРИТЬ ЧАСТОТНОЕ ПОРТФОЛИО

Мобильный оператор «Vodafone Украина» в 2022 году планирует расширить свое частотное портфолио, сообщила СЕО компании Ольга Устинова.

«Учитывая постоянный органический рост трафика, мы планируем по возможности расширить свое частотное портфолио. Рассчитываем, что дополнительные частоты дадут нам возможность обеспечить передачу трафика, который растет (ежеквартально на 17-18%)», — пояснила она в интервью агентству «Интерфакс-Украина».

Устинова также подчеркнула, что приоритетом для оператора на 2022 год является выполнение лицензионных условий по покрытию 4G-технологиями 90% населения и городов с численностью 2 тыс. жителей и более.

«Этот этап мы должны завершить в июне 202 года. Мы очень активно строились в последний год. Если в прошлом году география покрытия 4G у нас была 68%, то на конец 2021-го выйдем на 83% населения. Чтобы выполнить свои обязательства по цифрам покрытия, нам остаются считанные проценты, при этом они самые трудоемкие», — подчеркнула СЕО «Vodafone Украина».

По ее словам, оператор уже практически завершил покрытие городов с населением от 2 тыс. жителей — остались единичные случаи. «Чтобы достичь показателя в 90% по населению, нам предстоит покрыть множество маленьких сел, каждое из которых приближает нас на десятые доли процента к целевому значению. В планах на следующий год также активная стройка на дорогах национального значения», — подчеркнула Устинова.

Еще одним большим проектом для «Vodafone Украина» на 2022 год станет улучшение покрытия в новостройках Киева.

«Vodafone Украина» – второй по величине оператор мобильной связи в Украине.

В 2019 году NEQSOL Holding через OOO Telco Solutions and Investments, подконтрольную Bakcell, подписало соглашение с ПАО «МТС» о покупке ее телекоммуникационного бизнеса в Украине. Сделка по покупке «Vodafone Украина» была закрыта в конце декабря 2019 года с привлечением финансирования J.P. Morgan и RBI. Цена составила $734 млн, включая отложенный платеж на сумму порядка $84 млн.

,

ОЛЕГ ВИННИК СТАЛ ЛИЦОМ БРЕНДА SWEET.TV

Любимый певец миллионов украинцев и украинок — Олег Винник — стал лицом национального онлайн-кинотеатра SWEET.TV.

Олег Винник стал лицом национального онлайн-кинотеатра SWEET.TV. Сотрудничество началось со спецоперации «Легкое подключение»: рекламные билборды и ролики появились по всей Украине, на ТВ и радио.

«SWEET.TV и Олег Винник стремятся изменить жизнь украинцев. Мы хотим, чтобы в каждом доме было качественное телевидение и легальный доступ к кино и мультикам. Это наша общая цель, и мы будем идти к ней вместе!», — говорит Александр Резунов, директор SWEET.TV.

В ролике артист приходит в обычную украинскую семью с очень важной целью: показать, что подключить SWEET.TV очень легко и делает это собственными руками в считанные секунды.

«Я родом из небольшого села в Черкасской области и хорошо помню все недостатки аналогового вещания. Поэтому понимаю, как важно, чтобы по всей Украине было качественное телевидение. Ведь это весомый источник нашего культурного обогащения. Поэтому я поддержал национальный онлайн-кинотеатр SWEET.TV», — говорит Олег Винник.

Национальный онлайн-кинотеатр SWEET.TV предоставляет своим абонентам доступ к 260+ телеканалам и 10 000+ фильмам, мультфильмам и сериалам. Качество изображения — самое высокое, в том числе HD и 4K. Также абоненты SWEET.TV могут буквально управлять прямым эфиром ТВ: ставить на паузу, перематывать и смотреть передачи в записи до 14 суток.

Эти и другие функции Олег Винник помогает легко подключить всем украинцам.

Рекламный ролик

, ,

НАБСОВЕТ ОЩАДБАНКА РАМОЧНО ОДОБРИЛ ПРИВЛЕЧЕНИЕ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ДО 22 МЛРД ГРН

Наблюдательный совет государственного Ощадбанка (Киев) 22 декабря разрешил привлечение кредитов рефинансирования Национального банка Украины (НБУ) на общую сумму до 22 млрд грн.

«Это разрешение, которым банк будет пользоваться в случае необходимости», – прокомментировали агентству «Интерфакс-Украина» в пресс-службе Ощадбанка, уточнив, что в данный момент у банка нет договора по рефинансированию.

Согласно сообщению банка в системе раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР), такое рамочное решение поддержали семь из восьми членов набсовета на заседании 22 декабря. Указывается, что общая сумма сделки и стоимость залога имущества по возможным кредитам не должна превышать 20% от стоимости активов по данным последней годовой отчетности банка, в частности рыночная стоимость услуг должна составлять не более 22 млрд грн, а предоставленное обеспечение – не более 24,6 млрд грн.

Стоимость активов Ощадбанка на конец 2020 года составляла 233,54 млрд грн.

Ощадбанк основан в 1991 году. Его единственным собственником является государство.

Согласно статистике Нацбанка, на 1 октября 2021 года по размеру общих активов Ощадбанк занимал в рейтинге 2-е место (247,44 млрд грн) среди 71 действовавшего в стране банка.

,

ДИНАМИКА ЦЕН НА НЕРЖАВЕЮЩИЙ МЕТАЛЛОПРОКАТ В УКРАИНЕ В 2021 ГОДУ

Наметившаяся в 2020 году тенденция на рост цен на нержавеющую сталь и изделия из неё продолжила своё развитие в 2021 году. Это, несомненно, выгодно для металлургов, но не слишком нравится потребителю. Однако последний не в состоянии повлиять на сложившуюся ситуацию, как и правительства большинства стран мира, в т.ч. и Украины. Это обусловлено тем, что развитие нового тренда определяют лидеры рынка – Китай и страны ЕС.

Ситуация на рынке металлопроката 

Скачкообразный рост, который показала нержавейка в этом году, как ни странно, обусловлен быстрым восстановлением экономики после окончания карантина весной и адаптации общества и промышленности к жизни в условиях пандемии. В результате спрос на сырьё и промышленные товары быстро и существенно увеличился. В то же время сталелитейные мощности, остановленные в локдаун, не запустились с той же скоростью.

На рынке металлопроката возник дисбаланс, при котором предложение оказалось существенно меньше спроса, что закономерно обусловило дефицит стали и рост цен на неё. В результате установившийся уровень побил десятилетние рекорды и предпосылок для изменения ситуации пока не наблюдается.

С декабря 2020 года стоимость 1 кг металла в Украине выросла на 70% с 70 до 120 грн. При этом эксперты утверждают, что цена до сих пор не достигла своего пика.

Причины роста цен на нержавейку

Чтобы понять, почему сформировалась такая тенденция, стоит рассмотреть ключевые факторы, оказавшие определяющее воздействие. Лавионообразное повышение цен стало следствием объединения и наложения нескольких причин, каждая из которых находится за пределами сферы влияния Украины.

Динамика цен на никель

Этот металл является одной из основных легирующих добавок, которая входит в состав многих марок нержавеющей стали в объёме от 5 до 15%. В 2021 году никель существенно прибавил в цене, что обусловлено истощением запасов. При этом нержавейка листовая и другие изделия металлопроката продолжают выпускаться, что обуславливает дальнейшее увеличение стоимости.

К примеру, на шанхайской бирже во второй половине июля наблюдался резкий скачок стоимости никеля, составивший 6%, а затем 14% в неделю. Также ситуацию усугубили логистические проблемы, которые проявились в недостатке контейнеров для перевозки. В результате сроки поставок сырья увеличились, что дополнительно сказалось на увеличении дефицита никеля.

Сокращение объёмов производства в Китае и в Европе

Выпуск листового проката от ведущих производителей был несколько снижен в начале 2021 года. Однако начало тенденции можно отследить ещё в 2020 году, когда общий мировой объём выплавки сократился почти на 51 млн тонн. В частности в Европе сокращение производства составило 7,1%, а в странах Азии достигло 18,6%. Накопительный эффект последних двух лет сказался и продолжает сказываться на росте дефицита нержавейки.

Основная причина сокращения объёмов производства – карантинные ограничения, оправиться от которых Европа и Китай до сих пор полностью не смогли. В конце 2019 – первой половине 2020 года пандемия практически парализовала эти регионы. Именно провинция Хубэй, ставшая одним из центров заражения, является также одной из наиболее значимых зон для развития мировой металлургической промышленности. Поэтому последствия пандемии определяют ситуацию на рынке по сей день.

Введение санкций против Китая

Сложно переоценить роль этой страны в формировании ситуации на рынке нержавеющего металлопроката, так как практически половина этой продукции изготавливается в Поднебесной. Процессы, происходящие в последний год в Китае, негативно сказываются на состоянии рынка. Прежде всего в 1 мая был отменён возврат НДС с экспортных сделок, что изначально не стимулирует китайского производителя вывозить свой продукт в другие страны.

Кроме того, правительство ужесточило требования по экологии, предполагающие сокращение выбросов в атмосферу углекислого газа. Чтобы им соответствовать металлургическим заводам потребуется модернизация, которая повлечёт значительные расходы, а следовательно, рост себестоимости металлопроката из нержавеющей стали. По прогнозам специалистов этот процесс может затянуться до 2025 года, что свидетельствует о том, что в ближайшее время снижения цен не произойдёт.

Прогнозы экспертов

К сожалению, они неутешительны для потребителя. Многие специалисты прогнозировали снижение цены и нормализацию ситуации на рынке уже к концу лета 2021 года. Однако этого не произошло. Учитывая, что ведущие мировые производители нержавеющего металлопроката не планируют в ближайшее время запуск масштабных проектов по расширению своих производств, дефицит стали, обусловленный дисбалансом спроса и предложения, сохранится в 2022 году.

Вывод

Несмотря на негативную для потребителя тенденцию спрос на нержавеющую сталь продолжает оставаться на высоком уровне. Лист, труба нержавеющая, прочие изделия из этого металла отличаются непревзойдённой прочностью, долговечностью, устойчивостью к коррозии, потому незаменимы в целом ряде отраслей промышленности. Это строительство, судо-, самолёто- и машиностроение, химические, пищевые, фармацевтические производства, бытовая сфера и т.д.

Сочетание уникальных характеристик делает нержавейку незаменимой, потому потребителю придётся подстраиваться под новые реалии, так как повлиять на снижение стоимости в сложившейся ситуации он не сможет.