Украинский союз промышленников и предпринимателей выступает за отправку законопроекта №8087 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно неотложных мер усиления возможностей по киберзащите государственных информационных ресурсов и объектов критической информационной инфраструктуры», который расширяет полномочия Государственной службы специальной связи и защиты информации и обязывает частные компании иметь офицера по кибербезопасности, на повторное второе чтение.
Об этом заявил президент УСПП Анатолий Кинах на общественном обсуждении законопроекта, которое состоялось в УССП.
«Я бы очень просил, чтобы по итогам нашей дискуссии учли то предложение, которое имеет абсолютную поддержку в контексте возвращения законопроекта №8087 на повторное второе чтение для существенной доработки», — сказал Кинах.
Он подчеркнул, что недостатки, заложенные в текст законопроекта не соответствуют европейским стандартам, особенно относительно государственного контроля в этой сфере, недопустимость монополизации функций такого контроля, что несет за собой, в том числе и коррупционные риски.
«Я уверен в том, что на сегодня у нас есть сформированный на серьезном профессиональном и государственном уровне перечень предложений, замечаний. Я надеюсь, что сегодняшние слушания также будут учтены в ходе регламентных процедур в Верховной Раде при дальнейшем рассмотрении законопроекта», — добавил Кинах.
При обсуждении эксперты и руководство УСПП, в частности вице-президент Союза Иван Петухов, эксперт Игорь Дядюра и член Совета адвокатов Киевской области Олег Чернобай раскритиковали слишком широкую сферу применения этого закона, в отличие от европейских аналогов, затрагивающих максимум средний бизнес.
Законопроект №8087 касается также любых действий по хранению персональных данных или другой информации с ограниченным доступом в цифровом виде, и таким образом, по словам Чернобая, даже отдельный адвокат, который ведет базу данных клиентов и хранит информацию, подпадающую под действие адвокатской тайны, должен нанимать специалиста (офицера) по кибербезопасности.
«Есть красивое название законопроекта, но когда мы смотрим на конкретику, то видим, что им вносятся изменения, которые касаются не только государственных информационных ресурсов и не только объектов критической инфраструктуры, но и касаются частного сектора. Таким образом цель законопроекта одна, а реализация его совсем другая», — добавил Чернобай.
Петухов отметил, что даже малый бизнес, который ведет базу данных сотрудников или клиентов тоже может подпадать под действие закона и нести дополнительные расходы.
По его словам, также нарушаются права бизнеса, относительно обжалования неправомерных предписаний государственных органов. Если сейчас он не должен его выполнять, если идет административное обжалование решения, то согласно законопроекту №8087 это предписание надо выполнить, а потом, постфактум, уже можно его обжаловать.
Заместитель Министра обороны Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Виталий Дейнега тоже раскритиковал законопроект.
«Цифровизировать армию и в условиях боевых действий развернуть цифровую инфраструктуру нам этот закон может помешать», — подчеркнул он.
Дейнега отметил, что министерство должно сохранить самостоятельность по определению условий и критериев поставки товаров, работ и услуг для функционирования информационно-коммуникационных систем вооруженных сил.
Как сообщало агентство, законопроект №8087 был разработан группой народных депутатов во главе с Александром Федиенко.
12 января был принят в первом чтении, профильный комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки рекомендует его одобрить и во втором чтении