Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Проект правил маркетинга лекарств учитывает интересы аптечного бизнеса, предложения фармпроизводителей проигнорированы — заявление

1 июня , 2025  

Предложения по установлению правил маркетинга на розничном фармрынке, предоставленные фармацевтическими производителями, не были учтены при разработке порядка маркетинга лекарств, зато при подготовке проекта порядка были учтены интересы аптечного бизнеса, заявляют отечественные фармацевтические производители.

«Правила игры» на фармацевтическом рынке устанавливаются не государством, а пятью непубличными бизнес-группами аптечных сетей, которые владеют более 70% рынка. Проект постановления о маркетинге от 14 мая 2025 года, предложенный Минздравом Украины, предусматривает запрет на предоставление маркетинговых услуг на рецептурные препараты и при этом предусматривает ограничение дохода аптек от маркетинговых услуг на уровне 12% от всего объема реализации лекарственных средств (в том числе рецептурных)», — говорится в тексте заявления ассоциации «Производители лекарств Украины» (АВЛУ) и Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности, переданного агентству «Интерфакс-Украина».

Производители отмечают, что предложенная модель противоречит законодательству и является очевидной откровенной манипуляцией не в пользу потребителя и приведет к росту розничных цен безрецептурных препаратов на 75% до цены дистрибьютора.

Поскольку на безрецептурные лекарственные средства, как отмечают ассоциации, приходится лишь 37% рынка, то процент маркетингового платежа в цене безрецептурного лекарственного средства составит более 40% от оптово-отпускной цены производителя. Это в дополнение к разрешенной законодательством Украины розничной надбавке в размере 35%. Реальное увеличение цены безрецептурного лекарственного средства на уровне аптеки для потребителя составит 75% к цене дистрибьютора, подчеркивают производители.

«Когда Минздрав Украины согласовывает модель 12% маркетингового платежа без уточнения услуг, результатом становится не реформа, а нагрузка в 40% на цену безрецептурного препарата. Это не рыночный механизм, а регрессивный налог на бедных: те, кто покупает препараты без компенсации, платят больше всего», — подчеркивают ассоциации.

Производители также отмечают, что проект постановления Кабинета Министров о маркетинге лекарств в этой редакции Минздрава не определяет перечень разрешенных маркетинговых услуг, направленных на потребителя в точке продажи, как это предлагали многие участники общественного обсуждения, а вместо этого вводит ничем не обоснованный платеж в виде фиксированного процента от общего объема реализации аптекой лекарственных средств.

«Такой подход больше похож на плату »за вход на полку« для производителей. Такая плата без определения на законодательном уровне фиксированного перечня понятных, прозрачных услуг по европейскому образцу не имеет никакого отношения к маркетинговой деятельности производителя и фактически является формой системного рэкета», — считают производители.

Отечественные производители подчеркивают, что при подготовке проекта порядка предоставления маркетинговых услуг все дискуссии сводились к необходимости разработки компенсации падения уровня доходности аптечного бизнеса, который существовал до ограничения государством розничной наценки до 35%. «Все встречи сведены к обсуждению доходности аптек. Потребности пациента – ни разу не стали темой обсуждения. Это институциональная ошибка», – заявляют в ассоциациях.

Отечественные фармпроизводители отмечают, что аптечный рынок перенасыщен и деградировал, количество аптек в Украине в 2–3 раза превышает европейские нормативы, в крупных городах почти на каждом перекрестке открыто по три аптеки «двери в двери». Такое количество аптек не соответствует реальному количеству фармацевтов, в результате чего во многих аптеках работают лица без соответствующего образования.

«Потребителям и пациентам навязываются ненужные препараты производителей, которые согласились на маркетинговый платеж, в то время как других производителей просто убирают с полок. «Правила игры» на фармацевтическом рынке устанавливаются не государством, а пятью непубличными бизнес-группами аптечных сетей, которые владеют более 70% рынка. Это не рынок — это корпоративная диктатура в условиях отсутствия государственного арбитра», — отмечают лидеры отечественной фармы.

Ассоциации отмечают, что сегодня против тех производителей, кто выступал за прозрачное ценообразование и в поддержку инициативы президента Украины, кто снизил цены на свои основные лекарственные средства на 30%, развернута грязная информационная кампания, лекарственные средства таких производителей фактически убраны с полок аптек монопольного картеля, а это топ-5 аптечных сетей фармацевтического рынка Украины.

Фармпроизводители напоминают, что в поддержку инициативы президента Украины и правительства по обеспечению доступности лекарственных средств 32 ведущих отечественных производителя лекарственных средств снизили отпускные цены на 303 наиболее употребляемых лекарственных средства, реализуемые и имеющиеся в аптечных учреждениях Украины, на 30% процентов по сравнению с отпускными (прайсовыми) ценами января 2025 года.

Отечественные производители отмечают, что 37% украинского аптечного рынка составляют безрецептурные лекарства, большинство из которых покупаются ежемесячно одними и теми же людьми.

«Сегодня уязвимые категории граждан – пожилые люди, пациенты с хроническими заболеваниями, жители регионов – первыми ощутили на себе последствия непрозрачной аптечной политики. Производителей, которые снизили цены на 30% на более чем 300 лекарственных средств, фактически «выбросили» из аптек. Их препараты исчезли с полок, а потребителю оставили более дорогие альтернативы. Это — не рынок, это — дискриминация пациента как самого слабого звена», — отмечают производители.

Производители настаивают на принятии проекта постановления Кабмина о предоставлении маркетинговых и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, обнародованного Минздравом 26 мая 2025 года, который ограничивает расходы на маркетинг в зависимости от того, отпускается ли это лекарственное средство без рецепта или по рецепту.

«Принятие этого проекта вернет логику реформы к ее первоначальному смыслу – защите пациента, а не балансированию бизнес-интересов аптек и производителей. В центре – не прибыль, а здоровье», – подчеркнули производители.

Источник: https://interfax.com.ua/news/pharmacy/1076084.html?utm_source=telegram

, ,