Стартовавшая в 2021 году судебная реформа не изменила судебную систему, считают опрошенные агентством «Интерфакс-Украина» юристы.
В юридической компании «Омерта» напомнили, что в 2021 году президент Владимир Зеленский подписал два закона, запускающие судебную реформу: закон о внесении изменений в порядок избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия (ВСП) и деятельности дисциплинарных инспекторов ВСП, а также изменения в закон «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы о возобновлении работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ)».
«Собственно саму судебную систему эти законы не поменяли, в том числе они не затронули Государственную судебную администрацию. Реформа децентрализации и изменение территориального устройства Украины подталкивают власть к изменению количества судов и их месторасположения со всеми вытекающими последствиями. В настоящее время приоритетным считается «кустовой» способ формирования новой «карты судов» — то есть при общем сокращении количества судов будут созданы базовые укрупненные суды в конкретных районах с сохранением их «филиалов». Такой вариант, в числе прочего, позволит избежать увольнения значительной части сотрудников аппаратов судов», — отметили эксперты «Омерты».
При этом они считают, что на сегодняшний день суды ни процессуально, ни материально, ни организационно не готовы к укрупнению.
В свою очередь, адвокат судебной практики Asters Дмитрий Монастырский, комментируя наиболее ощутимые изменения в сфере права в 2021 году, также отметил реформу ВККС и ВСП, которые запускаются соответствующими законами.
«Ожидается, что возобновление работы ВККС сможет решить проблему нехватки кадров в судах, что, в свою очередь, должно снизить нагрузку на действующих судей, ускорить рассмотрение дел и повысить качество принятых решений», — сказал он.
При этом юрист отметил, что принятие обоих законов сопровождалось критикой решающего влияния иностранцев в процессе реформирования важнейших органов судебной власти Украины.
«Приверженцы такого подхода считают, что это единственный способ избежать коррупции и назначить добропорядочных кандидатов», — сказал он.
Эксперт также напомнил о «кризисе в отношениях между президентом и Конституционным судом Украины (КСУ), начавшегося в конце 2020 года с отмены важных положений антикоррупционного законодательства, в этом году только углубился».
«В марте президент Зеленский упразднил указы Виктора Януковича о назначении двух судей КСУ. В украинской судебной практике уже были случаи, когда практика президентов увольнять с должностей из-за «отмены назначения» признавалась незаконной. Оба судьи обжаловали эти указы в Верховном Суде, а ряд народных депутатов — в Конституционном. В августе президент назначил конкурс на вакантные должности двух судей КСУ и впоследствии отобрал двух кандидатов вместо «уволенных». Однако КСУ отсрочил приведение к присяге новых судей Конституционного суда Украины, пока не будет окончательно подтверждено, что должности по квоте президента Украины действительно вакантны», — сказал Монастырский.
Комментируя влияние пандемии COVID-19 на работу судебной системы в 2021 году юрист сказал: «Судебная система адаптировалась к работе в условиях противоэпидемических ограничений, а начало вакцинации населения от COVID-19 никак не отразилось на карантинных ограничениях в судах — фактически они не изменились с прошлого года».
При этом Монастырский отметил, что в целом «очевидно, что в судебной системе есть существенные проблемы с финансированием или с эффективным распределением и использованием финансовых ресурсов». «Негативные последствия такой ситуации в целом могут не ощущаться, когда в деле участвуют профессиональные представители, регулярно интересующиеся ходом процесса», — сказал он.
Монастырский также отмечает, что в судебной системе ощущается незавершенность судебной реформы.
«ВККСУ не работает с конца 2019 года. Конкурсная комиссия, которая должна возобновить деятельность этого органа, готовится начать работу. ВСП еще с лета прекратил рассмотрение дисциплинарных жалоб на судей, потому что, по новому закону, их должны рассматривать дисциплинарные инспекторы, которых еще не назначили. Этический совет, который должен играть ключевую роль на дальнейших этапах реформирования ВРП, начал работу только к концу года», — сказал он.
По прогнозам юриста, существует вероятность, что реформа в существующем виде и не будет завершена вообще. «Дальнейшая судьба судебной реформы станет более понятна за первое полугодие следующего года», — считает он.
Со своей стороны партнер юркомпании Arzinger Юрий Сухов и советник практики уголовного права и защиты бизнеса этой компании Александр Максименко, подводя итоги 2021 года отметили роль ВАКС, «на который сегодня могут равняться остальные судебные инстанции».
«Ранее судебная система открыто боялась принимать решения в сложных политических делах. ВАКС существенно изменил такую политику. Пошло продвижение по многим громким делам: были назначены подготовительные заседания, а сами дела переданы на судебное рассмотрение», — отметили они.
Вместе с тем юристы считают, что в последнее время адвокаты отмечают тенденцию обвинительного уклона решений.
«Если ранее не возникало вопросов к законности приговоров, то сейчас наблюдается практика, которая не только ограничивает возможности стороны защиты, но и в целом противоречит ранее сформированным подходам судебной системы. Во многих случаях ВАКС более лоялен к стороне обвинения и закрывает глаза на существенные нарушения стороны обвинения, принимая решения, опираясь на общественный запрос «наказания топ-коррупционеров». В подтверждение этого факта – завышенные залоги и нежелание принимать решение в пользу обвиняемого даже при наличии доказательств, подтверждающих его невиновность», — сказали они.
Вместе с тем, по словам представителей Arzinger, адвокаты, как правило, отмечают высокий уровень организации судебных процессов ВАКС, отсутствуют нарекания на возможность доступа к материалам дела, отмечается высокий уровень коммуникации помощников и секретарей, наличие достаточного количества времени для подготовки к судебному заседанию.
По их прогнозам, в 2022 году следует ожидать увеличения количества приговоров, «поскольку ВАКС уже получает те уголовные производства, которые годами расследовались в НАБУ и не были рассмотрены».
«Уже в ближайшее время мы увидим, каким образом изменится соотношение оправдательных/обвинительных приговоров. Ожидаемо, что немалую роль в решении проблем законности действий судей ВАКС сыграет Верховный суд, в который будут доходить дела, прошедшие первую и апелляционную инстанции Антикоррупционного суда. Не исключено, что это приведёт к изменению многих ранее укрепившихся спорных правовых позиций ВАКС», — полагают юристы.
По их словам, Верховный суд уже отменил несколько решений ВАКС в связи с процессуальными нарушениями как со стороны правоохранительных органов, так и самих судей, при этом Антикоррупционный суд и его апелляционная палата упорно закрывают глаза на видимые нарушения, что в дальнейшем будет приводить к аналогичным решениям Верховного суда и как результат — к потере доверия адвокатского сообщества.
Сухов и Максименко в целом позитивно оценивают создание и функционирование ВАКС как составляющей системы судоустройства Украины, однако считают: «Этот суд тогда будет полноценно стоять на ногах, когда все стороны уголовного производства и все слои населения, в том числе чиновники, будут уверены в его справедливости и незаангажированности».