Глава финкомитета Верховной Рады Даниил Гетманцев считает, что отмена налоговых льгот на моторное топливо с 1 июля несущественно скажется на розничной цене, со своей стороны директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн прогнозирует постепенное повышение топлива на 3-8 грн/л.
«Как это скажется на цене бензина – это будет зависеть от соотношения спроса и предложения, от цен на внешних рынках. Мы сейчас не можем четко спрогнозировать. Но я думаю, что часть этого налога возьмет на себя производитель и нефтетрейдер, потому что там достаточно высокая маржа у них, они очень неплохо зарабатывают на литре, а часть возьмет потребитель. Поэтому, возможно, цены изменятся, но несущественно», – сказал Гетманцев в комментарии Энергореформе после заседания ВСК по вопросу нелегального обращения горючего во вторник.
Народный депутат Ярослав Железняк не стал прогнозировать уровень изменения цены на топливо, но отметил, что возврат на определенном уровне акцизов на него в сентябре прошлого года не спровоцировал повышение цен, а наоборот они упали из-за ситуации на международных рынках.
«Украинский рынок конкурентный. Если он таким и будет оставаться, то сети по цене и качеству будут конкурировать», – считает нардеп.
Со своей стороны Куюн убежден, что цены не будут подниматься сразу с 1 июля, но будут расти постепенно.
«Думаю, что в течение июля новые налоги полностью уже наполнят цену горючего на рынке, и к концу июля увидим новую картину. На 11 грн/л вырастет налоговая нагрузка на бензин, на 8 грн/л – на дизтопливо, на 3 грн/л – на сжиженный газ. Какую-то часть, минимум 2-3 грн/л, на себя заберут сети, но дизтопливо прибавит стопроцентно 5 грн/л, бензин – 7-8 грн/л. По газу на те же 3 грн/л цена и повысится», – прогнозирует в комментарии Энергореформе директор А-95.
Вместе с тем эксперт указал, что также все будет зависеть от закупочной стоимости нефтепродуктов, большая часть которых импортируется (по словам Куюна, импорт бензина составляет 80-85%, дизеля – 100%, газа – 60-70%) .
«Если мировые цены провалятся, то соответственно будут предпосылки для того, чтобы они скомпенсировали повышение налоговой нагрузки. Задача со многими неизвестными», – сказал Куюн.
При этом он акцентировал, что операторы рынка будут прибегать к любым способам повышения своей конкурентоспособности.
«Потребление горючего упало, а желающих работать на рынке меньше не стало. Соответственно, будет борьба без правил. Каждый оператор будет повышать свою конкурентоспособность любыми способами, и уклонение от налогообложения будет одним из самых популярных», – считает директор А-95.
По его словам, возврат старых налогов при том, что «механизмов контроля больше не стало», создает риски того, что государство не получит ожидаемого увеличения налоговых поступлений.
Как сообщалось, в середине марта 2022 года Рада приняла закон о дополнительных налоговых стимулах для поддержки бизнеса во время войны, направленный, в том числе, на удержание цен на топливо. Согласно ему, временно, на период действия военного положения, на топливо устанавливался нулевой акциз и НДС в 7% вместо 20%.
21 сентября 2022 года Рада приняла законопроект №7668-д о возвращении акцизов на моторное топливо, установив их на бензин и дизель в размере EUR100 (здесь и далее за 1000 литров), на сжиженный газ, бутан и изобутан – EUR52, на альтернативное моторное топливо и биодизель – EUR100.
НДС для всех видов топлива остался на уровне 7%.
Но согласно этому закону, с 1 июля 2023 года уровень налогов на горючее возвращается на довоенный уровень: НДС – до 20%, акциз на бензин – до EUR213, на дизтопливо – до EUR140 за 1000 л.