Главный советник говорит, что затонувшие и севшие на мель суда являются частью стареющего флота, который будет продолжать наносить масштабный ущерб
Украина призвала международное сообщество принять меры против российского нефтяного флота, находящегося под угрозой санкций, после того как в Черном море затонул устаревший танкер, вызвав крупную экологическую катастрофу.
Российское грузовое судно «Волгонефть-212» разломилось пополам во время сильного шторма у побережья оккупированного Крыма в воскресенье. Второй танкер, «Волгонефть-239», попал в затруднительное положение в том же районе. В итоге он сел на мель недалеко от порта Тамань в южной части Керченского пролива.
Оба судна перевозили более 9 000 тонн тяжелого мазута. Согласно спутниковым данным, около 3 000 тонн вытекло. «К сожалению, некоторые цистерны были повреждены. Остальные загерметизированы», — сообщил российскому информационному агентству ТАСС морской ученый Сергей Станичный, подтвердив факт утечки.
В воскресенье была начата спасательная операция с участием буксиров и двух вертолетов. На видеозаписи видно, что носовая часть сорвавшегося судна вертикально торчит из воды. Члены экипажа стояли на мостике в спасательных жилетах. Один моряк погиб, а 11 были доставлены в больницу с переохлаждением.
Украина обвинила Кремль в безрассудстве и нарушении элементарных правил эксплуатации. В понедельник Михаил Подоляк, советник главы администрации президента Украины Владимира Зеленского, заявил в социальных сетях, что загрязнение стало самым сильным в этом веке в Черноморском регионе и вторым в истории.
«Теперь очевидно, что любые санкции против российского танкерного флота всегда полезны, но все они запоздали», — написал он.
«Аварии двух ржавых судов в #Керченскомпроливе привели к очередной масштабной экологической катастрофе нашей войны. Разлились тысячи тонн мазута… нанеся трагический ущерб природным системам Азовского и Черного морей».
По словам Подоляка, танкеры были построены более 50 лет назад и не должны были использоваться в зимние шторма. Он добавил, что они принадлежат к 1000-му теневому флоту, используемому Россией для экспорта нефти и обхода западных санкций с момента ее полномасштабного вторжения в 2022 году.
Большинство судов были «безнадежно устаревшими», сказал Подаляк, утверждая, что у них были «фиктивные страховые полисы», они скрывали своих настоящих владельцев и «перегружали» нефть в море. Дальнейшие крупномасштабные аварии «статистически неизбежны», а расходы на очистные работы лягут на пострадавшие соседние страны.
Советник призвал к «самым строгим санкциям» против судов и связанных с ними людей. По его словам, государства должны запретить им входить в территориальные и международные воды и объявить вне закона «перевалку российской нефти». По его словам, танкеры должны быть обязаны иметь надлежащую защиту и страховку от убытков.
В понедельник ЕС принял новый раунд санкций против России в ответ на ее войну на Украине. В список были добавлены 52 судна из теневого флота России, доведя их общее число до 79. Более жесткие меры были также приняты против нескольких китайских компаний, сообщила комиссия ЕС.
Отдельно Норвегия заявила, что выделяет 242 млн долларов на усиление небольшого военно-морского флота Украины и на противодействие российским угрозам, исходящим из Черного моря. По словам норвежского премьер-министра Йонаса Гара Стере, эти средства помогут защитить население Украины от ракетных атак и обеспечить экспорт зерна из Одессы и других портов.
Украина потеряла три четверти своих военно-морских сил в 2014 году, когда российские спецназовцы захватили Крымский полуостров и установили контроль над Керченским проливом. Однако с 2022 года Киев использует морские беспилотники, чтобы потопить часть Черноморского флота России, который перебазировался из оккупированного Севастополя в порт Новороссийска.
По данным Гринпис, два потерпевших бедствие танкера направлялись для доставки топлива российскому флоту. Они вышли из речного порта Волгограда 12 дней назад с отключенными системами определения местоположения транспорта и должны были доставить свой груз в Керчь, на восточном побережье Крыма.
«Любой разлив нефти или нефтехимических продуктов в этих водах может привести к серьезным последствиям. Скорее всего, оно будет вызвано преобладающими ветрами и течениями, и при нынешних погодных условиях его будет крайне сложно локализовать», — сказал Пол Джонсон, руководитель исследовательских лабораторий Гринпис в Эксетерском университете.
«Если его вынесет на берег, то это приведет к засорению береговой линии. Очистить его будет крайне сложно».