Украинские девелоперы учитывают повышенные требования к инклюзивности в проектах жилья на стадии строительства, а в некоторых случаях адаптируют соответствующие меры и в готовых объектах, следует из опроса застройщиков, проведенного агентством «Интерфакс-Украина».
«Мы пытаемся сделать максимально безбарьерное пространство на придомовых территориях. В квартирах для военных в ЖК «Метрополис» мы специально расширили входные двери и межкомнатные проемы. Это позволит сделать жилое пространство максимально удобным и инклюзивным. Все следующие очереди уже проектируются с учетом повышенных требований к инклюзивности объектов», – сообщили в пресс-службе группы компаний DIM.
Жилые комплексы компании также оснащены лифтами, доступными для пассажиров с различными возможностями мобильности, и панелями управления с маркировкой шрифтом Брайля и голосовыми оповещениями.
Кроме того, девелопер при необходимости может адаптировать к новым требованиям инклюзивности и ранее построенные дома.
«Что касается объектов, введенных в эксплуатацию раньше, мы готовы сотрудничать с управляющими компаниями этих домов, если от них будет соответствующий запрос», – отметили в DIM.
Аналогичный подход используют и в компании City One Development, по возможности повышая инклюзивность инфраструктуры в уже готовых домах.
«Все наши проекты с самого начала спроектированы с учетом свободного доступа лиц с разными возможностями и потребностями. В реализованных ЖК уже в процессе эксплуатации со временем для более удобного передвижения мы установили дополнительные пандусы, а в квартале «Новопечерские Липки» даже установили внешний лифт», – сообщил директор по маркетингу City One Development Дмитрий Новиков.
Отсутствие барьеров, резких перепадов высот, широкие дверные проемы и инклюзивные информационные знаки и таблички являются обязательными атрибутами в общей архитектуре проектов жилья, рассказала СМО компании Alliance Novobud Ирина Михальова.
«Все наши жилые комплексы проектируются и возводятся с соблюдением действующих государственных строительных норм (ГСН), в том числе в части инклюзивности. Жилые комплексы, которые строились до введения действующих норм, оборудуются пандусами и другими возможными удобствами», – сообщила эксперт.
В свою очередь KAN Development обеспечивает доступные углы наклона пандусов и входных групп в своих проектах, а сами входы в здания спроектированы без ступенек, сообщили в пресс-службе компании. На территории жилых комплексов также предусмотрены специальные парковочные места для людей с особыми потребностями.
Как сообщил СЕО Avalon Роман Давимука, инклюзивность в проектах компании воспринимается как «гигиеническая норма», а не особенность.
«Мы внедряем все требования новых ГСН по инклюзивности. В наших объектах есть сделки по покупке квартир с соответствующими требованиями, и мы понимаем, что меры соответствуют реальным запросам», – сообщил он.
Между тем в компании стремятся адаптировать к новым требованиям и готовые объекты, исключая изменения, требующие структурных изменений конструкций.
«Даже в тех своих объектах, которые уже имеют разрешения и строятся или находятся на финальной стадии строительства, мы пытаемся максимально выполнить эти условно новые требования ГСН, вступившие в силу с 1 сентября 2022 года, добавляем визуальные навигационные указатели, тактильные маркировки, где возможно расширяем пандусы. Но ломать стены и расширять уже отделанные коридоры – такого не делаем», – пояснил Давимука.
Инклюзивность пространств в проекте Greenville Park реализуется по принципу 8/80 – когда территория жилого комплекса комфортна как для восьмилетнего ребенка, так и пенсионера, рассказал руководитель проекта Алексей Шматок.
«Такая среда предусматривает свободный от автомобилей двор, широкую пешеходную зону, пандусы, лифты с широким входом и голосовым сопровождением, тактильную плитку, указатели, в том числе со шрифтом Брайля, освещение. Функциональность – основа такого подхода», – сообщил он.
Кроме того, вновь актуальной стала система подтягивания лифта к ближайшему этажу, учитывая экстренные отключения электроэнергии из-за ракетных ударов по инфраструктуре Украины, отметил эксперт.