Business news from Ukraine

Украинские и международные зернотрейдеры получают убытки из-за простоя судов «зерновой» инициативы

1 декабря , 2022  

Саботаж российскими инспекторами в Совместном координационном центре (СКЦ) осмотров судов, направляющихся в украинские черноморские порты, приводит низкой эффективности их инспекции – за неделю на вход в «зерновой» коридор скопилось около 70 зерновозов, и 30 — на выход.

Как сообщила брокерская компания Spike Brokers (Киев) в Telegram-канале, зернотрейдеры вынуждены закладывать все больше расходов на простой судов (до 30 дней) в цену сельхозпродукции, что «убивает» выгоду для агропроизводителя. В связи с этим аграрии активно экспортируют товар по суше, укрепляя торговые связи с конечными потребителями в Европе.

По данным брокерской компании, за прошедшую неделю она заключила сделки по поставкам на декабрь-февраль фуражной пшеницы из Украины в Польшу за $237/тонну, рапса (не ГМО) в Германию — €595/тонну, сои (ГМО) в глубоководные порты Украины – $415/тонну. Данных о продажах подсолнечника на этой неделе не обнародовано.

Она уточнила, что внутренние цены на кукурузу стабилизировались в диапазоне $205-230 в зависимости от места поставки – в порт или к наземным погранпереходам. Биржевые котировки пшеницы на этой неделе носят характер «инверсии» (обратного рынка, когда спот стоит дороже контрактов на будущие месяцы). Последние индикации покупателей за прошедшую неделю: DAP Польша (граница) $210-220, DAP Турция (порт) — $260-270, DAP Румыния (порт) — $255-265.

«Приближенность праздничного месяца создает определенные ограничения для эффективности обработки грузов в Европе. Большинство покупателей в Европе не хотят получать грузы авто/железной дорогой в период с 20 декабря по 5 января. В направлении портов ожидается существенное уменьшение покупательского спроса, пока не улучшится эффективность пропуска судов», — подчеркнула Spike Brokers в сообщении.

В свою очередь, при низких ценах реализации пшеницы в Украине и высокой стоимости ее логистики отечественные производители получают значительный ущерб, что существенно сдерживает ее предложение. Последние индикации покупателей: DAP Польша (граница) — $230-245, DAP Венгрия (граница) — $230-242, DAP Украина (порты Дунай) — $240-245.

По данным трейдера, закупочные цены маслоэкстракционных заводов в Украине скорректировались с $450 до $350 без НДС за тонну подсолнечника, доставленную на завод: насыщение спроса на него в Украине происходит на фоне падения цен на растительное масло до $200 за тонну. Таким образом, при сохранении стабильных цен на масло на внешних рынках произойдет увеличение предложения подсолнечника на экспорт.

Последние индикации покупателей семян подсолнечника: DAP Болгария (центр) — $540-560, DAP Румыния (центр) — $500-530, DAP Венгрия (центр) — $540-555.

Кроме того, насыщение рынка ЕС рапсом из Украины и стран восточной Европы не дает никаких шансов на укрепление цен в данный момент. Последние индикации покупателей: DAP Германия (восток) — €550-560, DAP Венгрия (центр) — €540-550.

«Соевый рынок остается на уровнях прошлой недели. Производители остаются с хорошими остатками сои для продажи», — уточнила брокерская компания.

Последние индикации покупателей сои за неделю: не ГМО DAP Италия — €545-550, ГМО DAP Италия (юг) — €545-550.

Представитель трейдингового отдела агрохолдинг A.G.R. Group в опросе агентства «Интерфакс-Украина» отметил, что с начала российской военной агрессии увеличилось логистическое плечо для экспорта сельхозкультур из Украины, цены на фрахт выросли, подорожали энергоносители и топливо. В результате этого группа вынуждена тратить около $200 на тонне экспорта, это огромные деньги по сравнению с довоенными $45-50 за тонну.

«С началом войны мы сменили севооборот, максимально перешли на масличные культуры – это более 60% наших посевов в этом году. Кукуруза – комфортная культура, но энергоемкая, а с такой ценой на энергоносители, газ, с ней просто не выгодно работать. В результате того, что мы сократили объемы ее посева и в большей степени перешли на масличные культуры, тем самым уменьшив нагрузку на железнодорожный и автомобильный транспорт и затраты на обслуживание комбайнов», — рассказал собеседник агентства.

, ,