Цены на полисы обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств («автогражданка», ОСАГО) после вступления в действие нового закона с 1 января 2025 года, выросли в среднем от 70% до 100%, свидетельствуют данные опроса ведущих страховых компаний на этом рынке, проведенный информационным агентством «Интерфакс-Украина».
Так, по словам советника главы правления НАСК «Оранта» Елены Машары, стоимость «автогражданки» как в компании, так и в целом по рынку выросла в среднем на 80-90% по сравнению с предыдущим годом. Однако, если учесть полисы с нулевой франшизой, то повышение страховых платежей составляет примерно 50%.
При этом она подчеркнула, что этот рост не является равномерным, поскольку сейчас страховщики получили возможность сегментировать рынок более гибко и детальнее, чем раньше, когда действовало ценовое регулирование. Например, в компании «Оранта» убыточность договоров ОСАГО, заключенных на электромобили, была в несколько раз выше, чем в других типах транспортных средств. Как следствие, повышение стоимости страховых платежей для этого сегмента более существенно, чем для остальных видов транспорта.
В СК «Европейский страховой альянс» стоимость «автогражданки» увеличилась от 70% до 110% и определяется в зависимости от типа авто, места регистрации (проживания) владельца транспортного средства (ТС), отмечает начальник отдела продукт-менеджмента моторных рисков компании Виталий Базик.
В СК VUSO этот рост составил 80–100%, что обусловлено весомыми изменениями в условиях страхования, в частности значительным повышением страховых лимитов на выплаты потерпевшим.
«Новые лимиты позволяют обеспечить нашим клиентам существенно большую защиту в случае ДТП, покрывая убытки, которые раньше могли превышать пределы предыдущей суммы покрытия», — отметили в компании.
В свою очередь в СК «Экспресс Страхование» указали, что стоимость их полисов ОСАГО выросла в среднем на 70-75%, что обусловлено новыми требованиями законодательства, предусматривающими увеличение страховых сумм по жизни и здоровью – с 320 тыс. до 500 тыс. грн, по имуществу – со 160 тыс. грн. до 250 тыс. грн., отмену учета износа для ремонта авто, франшизы и лимита по европротоколу.
По мнению СК ARX, сравнивать цены старой «автогражданки» (до обновления законодательства – ИФ-У) и новой нет смысла – это совершенно разные продукты по наполнению. Это как сравнивать поезд плацкарт и самолет, ведь изменились условия урегулирования, возмещение стоимости составных частей и деталей авто будет осуществляться без вычета износа, и все страховщики-участники должны присоединиться к прямому урегулированию, поясняют в компании. При этом страховщик уточнил, что в целом стоимость его полиса варьируется в диапазоне 3500-6000 грн в зависимости от возраста водителя и ТС, а также от типа автомобиля и региона регистрации.
Что касается средней цены на данную страховку, то в СК «Экспресс Страхование» для легковых авто с объемом двигателя до 1600 см³ цена полисов ОСАГО колеблется в пределах 2200–5600 грн.
«Мы будем продолжать анализировать динамику затрат на урегулирование убытков и при необходимости корректировать тарифы для определенных категорий клиентов», — подчеркнули в компании.
В СК ARX стоимость «автогражданки» для автомобиля В1 1988 года выпуска, Киев, возраст владельца 50-55 лет составляет 3243 грн (минимальная), а для автомобиля В4 2020 года выпуска, Киев, возраст владельца 18-22 лет – 12 771 грн (максимальная). При этом средний платеж по полисам, заключенным на новых условиях, за первую декаду января составляет 3520 грн.
Согласно данным СК VUSO, у них средняя стоимость полиса ОСАГО сейчас составляет около 4000 грн. Что касается минимальной цены, то она составляет 500 грн для транспортного средства типа «мотоцикл» и 50 тыс. для автобуса, зарегистрированного в Киеве.
По словам Машары, за первые дни 2025 года средняя стоимость «автогражданки» в «Оранте» составила 2375 грн, что несколько ниже начальных ожиданий компании.
«Это связано с тем, что к страховому рынку присоединился новый сегмент клиентов — участники боевых действий и другие льготные категории автовладельцев, ранее имевших право не заключать договоры ОСАГО. До 2025 года последствия ДТП с их участием компенсировались на средства Фонда защиты пострадавших МТСБУ, а теперь, согласно новому закону «Об ОСАГО», такие лица должны заключать договоры страхования со скидкой 50% от страхового платежа», — отметила эксперт.
При этом она подчеркнула, что в настоящее время уже заключено почти 5 тысяч договоров с новыми клиентами, а средняя стоимость льготного полиса составляет 1440 грн.
Отвечая на вопрос, что больше всего влияет на цену, все компании отметили, что это тип ТС (легковое авто, электрокар, грузовой, автобус и т.д.) и его подтип (объем двигателя, грузоподъемность), сфера использования (предоставление платных услуг по перевозке или нет), срок действия договора страхования и имеет ли страхователь право на льготу. Важным фактором является регион эксплуатации ТС: в городах с высокой интенсивностью дорожного движения, таких как Киев, премии значительно выше, чем в более спокойных регионах. Кроме того, сейчас страховщики начали более активно учитывать возраст и стаж водителей, допущенных к управлению ТС, характер эксплуатации авто.
В ARX добавили, что компания давно ввела дополнительный коэффициент.
«Например, у нас водитель 45-50 лет получит совсем другую цену, чем водитель, которому 18 лет, даже если они имеют одинаковую марку авто в Киеве», — пояснили в компании, уточнив, что такой фактор как история убыточности (наличие ДТП) при этом не влияет на стоимость полиса.