Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Законопроект о страховании военных рисков нуждается в доработке — мнение

11 февраля , 2025  

Принятие законопроекта «О системе страхования военных рисков» №12372 в нынешнем виде вызовет ряд негативных последствий, считает генеральный директор Ассоциации «Страховой бизнес» (АСБ) Вячеслав Черняховский. Руководитель АСБ ставит вопрос о целесообразности создания Государственного агентства по страхованию военных рисков, поскольку значительную часть его функций по большей части уже давно выполняют страховые компании, которые с середины 2022 года начали успешно внедрять новые программы такого страхования.

В частности, по его мнению, законопроект не позволяет всем желающим предпринимателям и гражданам воспользоваться такой государственной программой, увеличивает расходы дефицитного госбюджета на взнос в уставный фонд Государственного агентства по страхованию военных рисков (от 8 млрд грн). А также предполагает высокие расходы на поддержку деятельности Агентства, поскольку для его работы необходимо иметь большое количество сотрудников и структурных подразделений как у полноценной страховой компании. Кроме того, непосредственно договоры страхования или перестрахования в системе страхования военных рисков могут заключаться с участием страховых посредников (ими могут выступать страховые агенты, в частности банки).

Также спорными положениями законопроекта, по его мнению, является ограниченный круг объектов, а именно имущество, переданное банкам в залог/ипотеку, в течение всего срока действия договора и объекты жилищного строительства в течение всего периода нового строительства, реконструкции, капитального ремонта. И ограничение территорий, где можно страховать военные риски. При этом предусмотрена возможность автоматического прекращения действующего договора страхования для объектов, расположение которых пришлось на территорию повышенного риска.

По мнению Вячеслава Черняховского, некоторые нормы законопроекта не соответствуют международным практикам в части страхования: «Во-первых, обязательность страхования имущества без согласия их владельцев — это нетипичный подход. Обычно собственник самостоятельно распоряжается им, в том числе и в вопросах страховой защиты. Такое страхование применяется лишь в некоторых странах и только в самых опасных регионах (например, страхование от землетрясений в Турции). Во-вторых, обычно при страховании катастрофических рисков государство оказывает помощь путем специального перестрахования на льготных условиях снижения страховых тарифов. Примером может быть американская программа страхования от наводнений», — отмечает он.

По словам Черняховского, АСБ предлагает другие подходы к расширению системы страхования военных рисков, а именно: создание и внедрение программы частичного субсидирования государством добровольного страхования военных рисков с возможностью доступа всех предприятий и граждан к такому механизму. Вместо создания Государственного агентства можно обязать Экспортно-кредитное агентство, которое имеет по уставу такое право, перестраховать военные риски, которые будут передавать страховые компании, по заранее определенным условиям и правилам.

 

,