Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Заявление Ассоциации «АВЛУ» о поддержке инициативы Президента Украины

30 мая , 2025  

Президенту Украины Владимиру ЗЕЛЕНСКОМУ

Премьер-министру Украины Денису ШМИГАЛЮ

Министру здравоохранения Украины Виктору ЛЯШКО

Председателю Комитета ВРУ по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования

господину Михаилу РАДУЦКОМУ

Председателю Государственной регуляторной службы Украины господину Алексею КУЧЕРУ

Председателю Антимонопольного комитета Украины господину Павлу КИРИЛЕНКО

Поддержка инициативы государства и обязательства производителей

Ассоциация «Производители лекарств Украины»

(далее – «АВЛУ») и Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (далее – «ООРММП Украины»), которые объединяют более 100 отечественных фармацевтических предприятий для развития рынка, улучшения регуляторной среды и обеспечения доступа украинцев к качественным лекарственным средствам, выражают свое уважение и обращаются со следующим.

Ведущие отечественные фармацевтические производители 07.02.2025 года подписали «Декларацию о взаимодействии ведущих отечественных фармацевтических производителей по снижению и стабилизации цен на лекарственные средства» (далее – «Декларация»), в которой выразили солидарность с позицией государства о необходимости системного реформирования фармацевтической отрасли и поддерживают инициативу снижения цен на лекарственные средства для конечного потребителя.

В поддержку инициативы Президента Украины и Правительства по обеспечению доступности лекарственных средств для граждан Украины 32 (тридцать два) ведущих отечественных производителя лекарственных средств снизили отпускные цены на 303 (триста три) наиболее употребляемых лекарственных средств, реализуемых и имеющихся в аптечных учреждениях Украины, на 30 (тридцать) процентов по сравнению с отпускными (прайсовыми) ценами января 2025 года и обратились в Верховную Раду Украины, Кабинет Министров Украины и Министерство здравоохранения Украины с ходатайством в кратчайшие сроки урегулировать на нормативно-правовом уровне следующие вопросы:

  • внедрить прозрачные механизмы ценообразования на лекарственные средства;
  • урегулировать предоставление маркетинговых услуг;
  • принять соответствующие изменения к постановлению Кабинета Министров Украины «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 17 октября 2008 года № 955 в части регулирования торговых (розничных) надбавок на лекарственные средства, зарегистрированные в Украине (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов);
  • принять Закон Украины «Об аптечной деятельности», которым, среди прочего, будет урегулирована деятельность аптечных учреждений как учреждений здравоохранения, определение «фармацевтической услуги», порядок ее предоставления, а также механизм расчета и регулирования ее стоимости; внедрение прозрачных, проверенных временем, европейских правил деятельности аптек и аптечных сетей;
  • урегулировать «Положение Болара», а именно безотлагательное четкое закрепление в Законе Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» нормы о том, что подача заявления на государственную регистрацию лекарственного средства и регистрация лекарственного средства (получение регистрационного удостоверения на лекарственное средство) не признается нарушением прав на патент патентообладателя, что позволит производителям своевременно выводить на рынок качественные и более дешевые, чем оригинальные, генерические лекарственные средства и избежать искусственной монополии на рынке лекарственных средств, а также внести соответствующие изменения в законодательство, исключающие безосновательное продление срока действия имущественных прав патентообладателей на период действия военного положения;
  • обеспечить ускорение введения в действие Закона Украины «О лекарственных средствах» от 28 июля 2022 года № 2469-1X.

Суть проблемы: регуляторная неопределенность и риски рынка

Указом Президента Украины от 12.02.2025 № 82/2025 было введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 12.02.2025 «О дополнительных мерах по обеспечению доступности лекарственных средств для украинцев» (далее – «Решение СНБО»). В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 Решения РНБО, Кабинету Министров Украины поручено «принять меры по установлению запрета с 1 марта 2025 года на осуществление маркетинговых услуг, услуг по продвижению лекарственных средств, информационных и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, относительно лекарственных средств, применяемых юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, физическими лицами – предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами, импорту лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов), до внедрения Кабинетом Министров Украины отдельного реферирования оптовых цен на все лекарственные средства».

Во исполнение Решения СНБО, Кабинетом Министров Украины было принято постановление от 14.02.2025 №168, которым определено, что до введения Кабинетом Министров Украины отдельного реферирования оптовых цен на все лекарственные средства запрещается предоставление маркетинговых услуг, услуг по продвижению лекарственных средств, информационных и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю.

17.04.2025 вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 04.04.2025 №439 «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства», которым, в частности, был утвержден Порядок референцирования цен на лекарственные средства.

28.04.2025 вступил в силу Закон Украины №4239-IX от 12.02.2025 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей государственной регистрации лекарственных средств, которые могут закупаться лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, и урегулирования отдельных вопросов, связанных с реализацией лекарственных средств каким статья», которым определено, что заключение хозяйственных договоров, предметом которых прямо или косвенно является предоставление в местах осуществления розничной торговли лекарственными средствами маркетинговых услуг, услуг по продвижению лекарственных средств, других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, разрешается исключительно между субъектами хозяйствования, осуществляющими производство или импорт лекарственных средств с аптекой и/или аптечной сетью. Порядок и условия предоставления таких услуг утверждаются Кабинетом Министров Украины.

28 марта 2025 года Министерством здравоохранения было опубликовано на сайте МЗУ Украины проект постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы предоставления маркетинговых и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, и применения инструментов фактического уменьшения закупочных цен после перехода права собственности на товары» (далее – «ПКМУ о маркетинге от 28.02.2025») для общественного обсуждения.

14 мая 2025 года Министерством здравоохранения на сайте МОЗ Украины был опубликован обновленный проект ПКМУ о маркетинге (далее – «ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025»).

Комментарии к редакции ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025

По результатам анализа обновленного проекта ПКМУ о маркетинге от 14 мая 2025 года обращаем Ваше внимание на следующее:

  1. Проект ПКМУ о маркетинге от 14 мая 2025 года, предложенный МОЗ Украины, предусматривает запрет на предоставление маркетинговых услуг на рецептурные препараты и при этом определяет, что ограничение дохода аптек от маркетинговых услуг на уровне 12% от всего объема реализации лекарственных средств (в том числе рецептурных). Такая модель противоречит законодательству, является очевидной и откровенной манипуляцией не в пользу потребителя, ведь с учетом того, что безрецептурные лекарственные средства составляют лишь 37% рынка, то процент маркетингового платежа в цене безрецептурного лекарственного средства составит более 40% от оптово-отпускной цены производителя. Это в дополнение к разрешенной законодательством Украины розничной надбавке в размере 35%.

Реальное увеличение цены безрецептурного лекарственного средства на уровне аптеки для потребителя составит 75% к цене дистрибьютора.

  1. Проект ПКМУ о маркетинге в этой редакции МЗУ Украины не определяет перечень разрешенных маркетинговых услуг, направленных на потребителя в точке продажи, как это предлагалось многими участниками общественного обсуждения. Определен ничем не обоснованный платеж в виде фиксированного процента от общего объема реализации аптекой лекарственных средств — такой подход больше похож на платеж «за вход на полку» для производителей.

Такой платеж без определения на законодательном уровне фиксированного перечня понятных, прозрачных услуг по европейскому образцу не имеет никакого отношения к маркетинговой деятельности производителя и фактически является формой системного рэкета.

  1. На всех встречах, организованных Минздравом Украины в рамках общественного обсуждения проекта ПКМУ о маркетинге, несмотря на призывы национальных производителей, ни разу не обсуждался вопрос доступности лекарственных средств для граждан Украины, что является ключевым фактором реформы, инициированной Президентом Украины и Правительством. Вопреки этому, все дискуссии сводились к необходимости разработки компенсации падения уровня прибыльности аптечного бизнеса, который существовал до ограничения государством розничной наценки до 35%. Министерством здравоохранения было найдено решение компенсировать аптечному бизнесу такое падение прибыльности через непрозрачный маркетинговый платеж, а фактически платеж «за вход на полку» для производителей. Все встречи сведены к обсуждению прибыльности аптек. Потребности пациента – ни разу не стали темой обсуждения. Это институциональная ошибка.
  1. Аптечный рынок – перенасыщен и деградировал. Количество аптек в Украине в 2–3 раза превышает европейские нормативы, в крупных городах почти на каждом перекрестке открыто по три аптеки «дверь в дверь». Такое количество аптек не соответствует реальному количеству фармацевтов – в значительной части аптек работают лица, не имеющие соответствующего образования.

Потребителям и пациентам навязываются ненужные препараты производителей, которые согласились на маркетинговый платеж, в то время как других производителей просто убирают с полок.

  1. По результатам общественного обсуждения проекта ПКМУ о маркетинге МОЗ Украины не было принято ни одной поправки производителей, в то время как были приняты все поправки аптечного бизнеса. Такая ситуация вызывает беспокойство — функция регулятора отдана на откуп аптечному бизнесу. Реформа фармацевтического рынка, инициированная Президентом Украины и Правительством для обеспечения доступности лекарственных средств для пациентов, теряет смысл, если государство не гарантирует, что именно пациент получит выгоду — через более низкую цену, прозрачный выбор и ответственность фармацевтов. «Правила игры» на фармацевтическом рынке устанавливаются не государством, а пятью непубличными бизнес-группами аптечными сетями, которые владеют более 70% рынка. Это не рынок — это корпоративная диктатура в условиях отсутствия государственного арбитра.
  2. Вместо создания прозрачных правил ценообразования на фармацевтическом рынке и увеличения доступности лекарственных средств для граждан Украины национальные производители получили предложение непрозрачного маркетингового платежа «за вход на полку», примитивную пошлину в пользу непубличных владельцев так называемых «аптечных сетей» без правового механизма.

В информационном поле аптечные монополисты пытаются исказить действительность и ссылаются на согласование проекта ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025 всеми участниками рынка. Информируем, что это не соответствует действительности – производителями, которые являются субъектами маркетинга, и именно деятельность которых призван урегулировать порядок осуществления маркетинга, не согласован проект ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025 года. Более того, в этом порядке вообще не учтены ни интересы потребителя, ни производителей, их предложения и комментарии.

Сегодня против тех производителей, которые выступили за прозрачное ценообразование и в поддержку инициативы Президента снизили цены на свои основные лекарственные средства на 30%, развернута грязная информационная кампания, лекарственные средства таких производителей фактически убраны с полок аптек монопольного картеля, а это ТОП-5 аптечных сетей фармацевтического рынка Украины.

  1. Крупнейшие пациентские организации «100% Жизнь» и «Пациенты Украины» также высказали категорическую позицию относительно маркетинговых контрактов, которые влияют на завышение цен в аптеках, и настаивают на полном запрете во время войны.

Унижение интересов пациента и общества

Пациент – не объект рынка, а его цель. Все реформы должны оцениваться по единому критерию: улучшает ли это доступ пациента к безопасному, качественному и справедливому лечению?

Если цена на препарат без рецепта вырастает на 75%, то кто выигрывает от реформы?

Сегодня уязвимые категории граждан – пожилые люди, пациенты с хроническими заболеваниями, жители регионов – первыми ощутили на себе последствия непрозрачной аптечной политики. Производители, которые снизили цены на 30% на более чем 300 лекарственных средств, были фактически «выброшены» из аптек. Их препараты исчезли с полок, а потребителю оставили более дорогие альтернативы. Это – не рынок. Это – дискриминация пациента как самого слабого звена.

Если Президент инициирует реформу в интересах граждан, но она выполняется в интересах аптечного картеля, значит, нужна корректировка пути, а не фасадная лояльность к аптечным сетям.

По данным исследователей, 37% украинского аптечного рынка – это безрецептурные лекарства, большинство из которых покупаются ежемесячно одними и теми же людьми. Если стоимость таких лекарств вырастет на 75%, это не абстрактное подорожание – это 3 миллиона незащищенных украинцев, которые вынуждены выбирать между едой и лекарствами.

Когда Минздрав Украины согласовывает модель 12% маркетингового платежа без уточнения услуг, результатом становится не реформа, а нагрузка в 40% на цену безрецептурного препарата. Это – не рыночный механизм, а регрессивный налог на бедных: те, кто покупает препараты без компенсации, платят больше всего.

Мы призываем Правительство сохранить фокус реформы – не на сохранении прибыльности бизнеса, а на гарантии справедливого доступа граждан к лечению. Без этого любая реформа является имитацией.

Альтернативное предложение производителей: прозрачная и контролируемая модель

Несмотря на все нападки, национальными производителями были предложены четкие механизмы внедрения прозрачных маркетинговых услуг с понятным расчетом, а именно 10% от объема реализации конкретного безрецептурного лекарственного средства, в отношении которого предоставлялись маркетинговые услуги. Расчет и контроль лимита маркетинговых услуг ведет производитель на основании первичных бухгалтерских документов, что может быть проверено Государственной налоговой службой в рамках плановых и внеплановых проверок. Маркетинговые услуги в деньгах и процентах отражаются в каждом фискальном чеке как прозрачный, контролируемый платеж. При такой модели потребитель понимает, сколько он платит за маркетинг определенного лекарственного средства.

После дискуссии с производителями и другими игроками рынка Министерством здравоохранения была удалена с официального сайта публикация ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025 вместе с сопроводительными документами. На сегодняшний день на официальном сайте МЗС Украины опубликована первая редакция ПКМУ о маркетинге от 28.02.2025.

Впоследствии Министерством здравоохранения, с учетом предложений игроков рынка и комментариев государственных органов о необходимости верификации расчетов влияния предложенного регулирования на потребителя, был подготовлен обновленный проект ПКМУ о маркетинге, который публично обсуждался участниками рынка 26 мая 2025 года на встрече под руководством Заместителя Руководителя Офиса Президента.

Обновленный проект ПКМУ о маркетинге, подготовленный и представленный МЗУ Украины 26 мая 2025 года, хотя и не учитывает часть предложений производителей по урегулированию порядка предоставления маркетинговых услуг, но является сбалансированным и направленным исключительно на защиту интересов потребителя, а не аптек и производителей. По результатам его анализа видно, что регуляторное влияние будет действительно направлено на снижение цены лекарственного средства для конечного потребителя.

Заключительная позиция: компромиссная модель

С учетом вышеизложенного, настаиваем на принятии проекта постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы предоставления маркетинговых и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, и применения инструментов фактического снижения закупочных цен после перехода права собственности на товары», опубликованного Министерством здравоохранения 26 мая 2025 года, который направлен на удовлетворение потребностей потребителя и учитывает интересы всех игроков рынка, ограничивая субъекта маркетинга – производителя в его расходах на маркетинговые услуги в зависимости от того, отпускается ли это лекарственное средство без рецепта или по рецепту.

Принятие этого проекта вернет логику реформы к ее первоначальному смыслу – защите пациента, а не балансированию бизнес-интересов аптек и производителей. В центре – не прибыль, а здоровье.

С уважением

Президент Ассоциации

производителей лекарств Украины Петр БАГРИЙ

Президент Объединения

организаций работодателей медицинской

и микробиологической промышленности

Украины Валерий ПЕЧАЕВ

Источник https://interfax.com.ua/news/press-release/1076110.html