Горнорудная компания Ferrexpo с активами в Украине в январе-июне текущего года из-за блокировки Россией морских портов осуществляла поставки окатышей только в европейские страны и Турцию.
Согласно полугодовому отчету компании в среду, Ferrexpo в первом полугодии-2023 все 100% реализованной продукции поставила в Европу, включая Турцию, тогда как в январе-июне-2022 года эта доля составляла 92%, в I полугодии-2022 – 79%.
Ранее отмечалось, что в первом полугодии-2022 компания нарастила долю реализации продукции в Европу, включая Турцию до 79% (в I пол.-2021 – 60%), Северо-Восточную Азию – до 5% (8%). Поставки в тот период в страны Ближнего Востока и Северной Африки отсутствовали (2%), как и в Северную Америку (2%). При этом реализация в страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), включая Китай, снизилась до 16% с 29%.
Согласно отчету, группа в текущем году в основном ограничивалась экспортом в Европу либо по железной дороге, либо по внутренним водным путям по реке Дунай. Произвела 1,967 млн тонн окатышей, эксплуатируя от одной до двух из четырех линий окомкования, каждая из которых способна выпускать около 3-3,5 млн тонн окатышей в год в зависимости от производимых видов продукции.
По состоянию на конец июля, группа эксплуатирует одну линию по производству окатышей для сокращения существующих запасов продукции.
Себестоимость выпуска продукции C1 в первом полугодии-2023 составила $71/тонна, снизившись по сравнению с первым полугодием 2022 года ($85/тонна) из-за девальвации гривни во II полугодии-2022 и более низких цен на некоторые расходные материалы и положительный эффект от энергосбережения. При этом цены на железную руду в первом полугодии 2023 года на мировом рынке снизились на 5%, прогноз на третий квартал несколько хуже из-за слабого спроса в Азии и увеличения поставок ЖРС из Бразилии и Австралии.
Общие затраты на продажу и дистрибуцию в первом полугодии 2023 года составили $74 млн (в первом полугодии-22 — $147 млн), в основном из-за снижения объемов морских перевозок в отчетном периоде в связи с закрытием портов Украины на Черном море в феврале 2022 г. и более высокими альтернативными фрахтовыми расходами, которые последовали за доступом к европейским клиентам. Фрахтовые ставки C3 снизились на 26% в годовом исчислении до в среднем $20/тонна в 1 полугодии 2023 года в результате снижения мировых цен на энергоносители и отсутствие спроса со стороны бразильских горняков.
Также констатируется, что ранее морские логистические маршруты группы представляли собой самый дешевый и наиболее эффективный способ доставки продукции клиентам. Однако из-за российского вторжения в Украину группе пришлось адаптироваться и установить новые логистические коридоры и отношения с поставщиками логистических услуг и портовыми операторами. Эти маршруты в значительной степени зависят от железной дороги, где пропускная способность ограничена, а спрос высокий, в том числе со стороны предприятий и отраслей, а перевозка баржами также ограничена и ее стоимость высока.
«Группа продолжает изучать свои логистические возможности и добилась прогресса в сокращении времени транспортировки и повышении эффективности там, где это возможно», — отмечается в отчете.
Также напоминается, что ж/д тарифы в июле-2022 увеличилась на 70% по 20 видам грузов, даже при использовании группой собственных вагонов.
В течение первых шести месяцев 2023 года среднемесячная цена на железную руду оставалась в диапазоне $100 — $200/тонна, роялти за добычу ЖРС группе начислены по ставке 5% в этот период.
Ferrexpo — железорудная компания с активами в Украине.
Ferrеxpo принадлежит 100% акций ЧАО «Полтавский ГОК», 100%-ная доля ООО «Еристовский ГОК» и 99,9%-ная – ООО «Белановский ГОК».