Потребительские приоритеты украинцев изменились, с начала полномасштабной войны 47% опрошенных сократили расходы на основные категории потребления, сообщает пресс-служба Gradus.
При этом 85% отметили, что пытаются поддерживать душевное равновесие, позволяя себе поводы для радости и удовольствия. Выразительнее всего эта тенденция прослеживается в возрастной группе 25-34 года, тогда как люди 45-55 и 55+ лет больше склонны к экономии.
Относительно методов сокращения расходов, то 82% избегают лишнего, но не отказывают себе в вещах, которые приносят удовольствие, 77% стараются покупать меньше вещей, но лучшего качества, 76% инвестируют в здоровье, 59% готовы тратить на вещи, улучшающие эмоциональное состояние и 52% направляют средства на развитие и опыт (обучение, путешествия).
Важнейшей статьей расходов, на которой не стоит экономить, украинцы считают здоровье и медицинские услуги (70%).
Относительно ожиданий от fashion & beauty-брендов — на первое место украинцы сейчас ставят качество и долговечность вещей (39%), а на последнее — престиж (11%).
Относительно предметов роскоши мнения респондентов разделились. О сдержанности в покупке таких вещей сообщили 32% опрошенных. Варианты ответа «это излишество, которое сейчас не ко времени» и «совсем не интересуют предметы роскоши» выбрали 22% и 18% соответственно. В то же время 19% опрошенных назвали предметы роскоши «составляющей нормальной жизни, которая позволяет не терять себя».
В целом женщины менее склонны сокращать расходы на большинство категорий. О нежелании экономить на важных для себя вещах отметили 61% женщин и 47% мужчин, а товары, которые улучшают эмоциональное состояние, продолжают покупать 70% женщин и 50% мужчин.
Исследование «Потребительский прагматизм: как война изменила наше потребление» проведено исследовательской компанией Gradus в партнерстве с Vogue Ukraine специально для конференции Forces Of Fashion 2025, методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus. Целевая аудитория: мужчины и женщины в возрасте 18-60 лет с доходом выше среднего, проживающие в городах Украины с населением более 50 тысяч человек, за исключением временно оккупированных территорий и зон активных боевых действий. Полевой этап длился 25-27 августа 2025 года. Размер выборки: 600 респондентов.