Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Арендные ставки на рынке коммерческих площадей в Украине практически достигли довоенного уровня — исследование

9 апреля , 2025  

Арендные ставки на рынке коммерческих площадей в составе жилых комплексов в Украине почти достигли показателей довоенного уровня, однако пока только в гривневом эквиваленте, отмечают эксперты рынка.

«Арендные ставки в 2022 году просели на 30-40%, однако с середины 2023 года началась постепенная стабилизация. Сегодня ставки приблизились к довоенным показателям, особенно в густонаселенных районах», — рассказал агентству «Интерфакс-Украина» СЕО девелоперской компании ENSO Рамиль Мехтиев.

По его словам, компания сохраняет гибкость условий для арендаторов. Например, есть возможность аренды с правом выкупа помещения, практикуется индивидуальный подход к графику оплаты в первые месяцы работы бизнеса, в частности введение арендных «каникул» на первые месяцы.

Мехтиев отметил, что компания оставляет за собой 20-30% коммерческих площадей для дальнейшего управления или аренды для наполненности ЖК необходимыми сервисами. Для остальных помещений могут быть введены ограничения, закрепленные договором, например, запрет на открытие ночных клубов, ломбардов или заведений с вредными выбросами.

Аналогичный подход практикуют в компании KAN Development, сообщила ее пресс-служба. Так, определенную долю помещений девелопер самостоятельно сдает в аренду, чтобы обеспечить наличие ключевых сервисов — медицинских услуг, аптек, продуктовых магазинов. Договоры тоже фиксируют ограничения для видов бизнеса, например, запрет на шумные виды деятельности.

С недавних пор договоры аренды также часто дополняют специальными пунктами, которые регулируют взаимоотношения не период отключения электричества или компенсации расходов на альтернативную энергетику, отметил операционный директор Avalon Ярослав Возняк.

В целом арендные ставки на коммерческие лоты в составе ЖК ощутимо зависят от конкретного объекта, его локации, трафика и функционала, сообщила коммерческий директор «Интергал-Буд» Анна Лаевская. По ее словам, «Интергал-Буд» оставляет в собственном арендном фонде помещения со сроком окупаемости до 12 лет.

«В жилых комплексах с высокой заселенностью цена может быть даже выше, потому что поток людей и машин там очень большой», — пояснила она.

Около 50% коммерческих помещений в жилых комплексах Perfect Group остаются в собственности девелопера, отметил руководитель проектов компании Алексей Коваль. При этом доля может меняться в зависимости от конкретного ЖК и его локации.

Он подчеркнул, что, хотя сейчас уже отсутствуют «антикризисные» скидки, которые предлагались арендаторам в начале полномасштабного вторжения, девелопер все еще обеспечивает лояльные ставки на первый год аренды с постепенным повышением в течение последующих лет, что закрепляется в договоре.

По словам основателя компании «ТКН-Консалтинг» Александра Горлача, на конец 2024 года арендные ставки достигали до 70% довоенного показателя.

«По сути ставки сейчас почти восстановились в гривне, но не в валюте. Впрочем, коммерческая недвижимость в новых заселенных жилых комплексах является наиболее прогнозируемой инвестицией. По состоянию на конец 2024 года ставки у некоторых арендодателей составляли до 70% довоенных», — прокомментировал он агентству «Интерфакс-Украина».

По его словам, сейчас ставки на коммерческие помещения в ЖК составляют 800-1,5 тыс. грн/кв. м/мес. для наиболее популярного формата — помещений площадью до 60 кв. м. с активным трафиком. Помещения с неудобной планировкой, лестницами, низким трафиком сдаются дешевле, за 200-500 грн/кв. м/мес.

Эксперт отметил, что на сегодня наиболее активными платежеспособными арендаторами являются аптечные сети и продуктовое направление (кафе, пиццерии и т.д.), которые выбирают лоты площадью 40-50 кв. м.

В то же время некоторые девелоперские компании, в частности Alliance Novobud, не сдают коммерческие помещения в аренду, а полностью их продают.

«Мы не сдаем в аренду коммерческие помещения, а продаем их. Владельцы площадей самостоятельно принимают решение о том, чем именно им заниматься. Обычно они изучают уже имеющуюся бизнес-инфраструктуру, взвешивают свои возможности, изучая спрос и предложение», — отметила CMO Alliance Novobud Ирина Михалева.

 

,