Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Barristers: «Укрзализныця» обязана предоставлять услуги каждому, кто к ней обращается

5 августа , 2025  

Покупка билета на поезд является не просто транзакцией — это заключение публичного договора, поэтому «Укрзализныця» (УЗ) обязана предоставлять услуги каждому, кто к ней обращается.

По словам старшего адвоката АО Barristers Кирилла Иорданова, ограничить право передвижения из-за невозможности покупки билет через «Дию» можно только законом, а не внутренними документами «УЗ».

«Покупка билета на поезд — это не просто транзакция. Это заключение публичного договора. Простым языком: это как прийти в магазин за хлебом. Магазин не может отказать вам в продаже, если у вас есть деньги. Так же и «Укрзализныця» как перевозчик, занимающий монопольное положение в стране, обязана предоставлять услуги каждому, кто к ней обращается. Это прямо прописано в ст. 633 Гражданского кодекса Украины», — сказал он агентству «Интерфакс-Украина».

Иорданов отметил, что, устанавливая «Дию» как единственный ключ доступа к услуге, перевозчик самовольно меняет условия ее предоставления, он не просто предлагает удобный цифровой сервис, а принуждает к его использованию, создавая искусственный барьер.

«Получается парадокс: ваш паспорт — главный документ, удостоверяющий личность, вдруг становится менее важным, чем наличие приложения на телефоне. Это не просто неудобство — это прямое нарушение принципа равенства. Конституция Украины гарантирует каждому право на свободу передвижения. Конечно, это право может быть ограничено, но только законом, а не внутренним решением акционерного общества (УЗ — ИФ-У), пусть даже и государственного», — сказал он.

Иорданов считает, что нововведение «Укрзализныци» по продаже билетов только через авторизацию в «Дие» на практике является ограничением свободы передвижения.

«Инициатива «Укрзализныци» больно бьет по так называемому «цифровому разрыву», ставя в неравное положение огромные группы людей. Все эти люди не являются спекулянтами. Это обычные пассажиры, которых государство в лице «Укрзализныци» фактически лишает доступа к базовой услуге» — считает юрист.

Иорданов тоже обратил внимание на риски уязвимости «безальтернативной системы, завязанной на сложном взаимодействии нескольких платформ (УЗ, «Дия», BankID, мобильные операторы)».

«Критическая зависимость от единой инфраструктуры создает огромные риски: в случае мощной DDOS-атаки на серверы «Дии» или технического сбоя в системе «Укрзализныци» продажа билетов на ключевые направления будет полностью парализована. Без альтернативы в виде касс тысячи людей в критический момент окажутся в ловушке, что делает систему потенциально опасной. К этой системной уязвимости добавляется и человеческий фактор, ведь «Дия» неразрывно связана со смартфоном. Если телефон утерян, сломан или просто разрядился, человек теряет единственный ключ доступа к услуге, превращая обычную жизненную неприятность в серьезную проблему», — констатировал он.

Кроме того, Иорданов отметил, что инициатива создает невидимые барьеры для внешнего мира, поскольку иностранные туристы или украинцы, постоянно проживающие за рубежом, не могут воспользоваться системой.

Вместе с тем он обратил внимание на «юридический вакуум ответственности» в случае, если пассажир понес финансовые убытки из-за сбоя в системе.

«Действующее законодательство не дает четкого ответа, оставляя потребителя наедине со своей проблемой, не имея реальных рычагов для возмещения убытков. Этот набор технических и операционных рисков демонстрирует, что поспешное внедрение безальтернативных цифровых решений может создать коллапс там, где раньше было просто неудобство», — сказал он.

При этом Иорданов подчеркнул, что судебные перспективы исков пассажиров, которые из-за нововведений не будут иметь возможности купить билет, очень высоки.

«Аргументы для суда железобетонные: нарушение прав потребителя, принуждение к заключению договора на дискриминационных условиях и нарушение конституционных прав. Суд, скорее всего, встанет на сторону человека и обяжет перевозчика устранить препятствия», — сказал он.
Кроме того, по мнению Иорданова, на действия УЗ может быть жесткая реакция АМКУ — от обязательных рекомендаций изменить правила до многомиллионного штрафа.

«Укрзализныця» — монополист. А злоупотребление монопольным положением — это прямая компетенция АМКУ. Создание условий, при которых одна группа потребителей (с «Дией») получает доступ к услуге, а другая (без «Дии») — нет, является классическим примером такого злоупотребления», — подчеркнул он.

«Внедряя любые инновации в социальной сфере, важно помнить о ключевом принципе — инклюзивность и наличие выбора. «Дия.Пидпыс» может стать отличным инструментом верификации, удобной и современной опцией для многих пассажиров. Однако сохранение возможности купить билет традиционным способом, например, в кассе по паспорту, позволит избежать создания барьеров для различных групп граждан», — подытожил юрист.

Как сообщалось, из-за дефицита билетов на поезда УЗ с 25 июля распространила в тестовом режиме верификацию через «Дия.Пидпыс», которая работает для международных рейсов и пяти популярных внутренних поездов. Однако этот шаг подвергся значительной критике со стороны части пассажиров. В ответ на нее компания отказались от верификации через «Дия.Пидпыс» при покупке билетов на два внутренних поезда — №105/106 Одесса — Киев и №91/92 Львов — Киев и тестово оставила ее для трех поездов: №29/30 Киев — Ужгород, №12 Львов — Одесса и №27/28 Киев — Чоп.

 

, ,