Экспорт продукции аграрного сектора Украины в июле 2023 года сократился на 29% по сравнению с июнем — до 3,7 млн тонн вследствие невозможности пересечения транспортом границы из-за очередей, сообщил Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).
«Неутешительные результаты экспорта, в первую очередь, объясняются остановкой работы «зернового коридора» 18 июля, а также его низкой активностью еще до прекращения срока действия. В июле 2023 года по этому каналу было экспортировано всего 292 тыс. тонн (агропродукции – ИФ-У). Также негативное влияние на объемы экспорта оказали обстрелы Россией инфраструктуры речных портов Дуная», — говорится в сообщении.
В структуре экспорта сельхозпродукции в июле по сравнению с июнем аналитики УКАБ отметили 40%-ное сокращение вывоза зерновых культур (2,3 млн тонн), где на долю кукурузы пришлось 51% поставок, пшеницы – 36%, ячменя – 13%.
Падение показателя на 12% показали также извлеченные при изготовлении растительных масел жмыхи: их в июле экспортировано 320,7 тыс. тонн. На долю подсолнечных жмыхов пришелся 91%, соевых – 9%.
В то же время аналитики отметили рост на 37% экспорта масличных культур – до 330 тыс. тонн. На долю рапса пришлось 73%, соевых бобов – 23%, семян подсолнечника – 3%.
Положительную динамику, согласно данным УКАБ, продемонстрировал и экспорт растительных масел — 549,4 тыс. тонн, что на 7% выше июньского показателя. Доля подсолнечного масла составила 92%, рапсового и соевого — по 4%.
«Наибольшее падение объемов экспорта продемонстрировали позиции, имеющие значительный вес при относительно их невысокой стоимости. В основном они экспортировались в рамках действия «Черноморской зерновой инициативы». Это зерновые культуры и жмыхи», — подчеркнули в бизнес-ассоциации.
Рост объема экспорта масличных культур аналитики пояснили началом сбора урожая и стартом его вывоза из страны.
«Отсутствие возможности экспорта через морские порты, разрушение инфраструктуры морских портов Одесской области и речных портов Дуная, риск продолжения запрета на импорт ряда украинской агропромышленной продукции в соседние страны ЕС очень негативно скажутся на нашем дальнейшем экспорте. Мы сможем вывозить продукцию не тогда, когда в этом нуждается мир, а тогда, когда будем иметь возможность, при этом со значительно большими логистическими затратами», — резюмировали в УКАБ, при этом подчеркнув: возобновление свободного судоходства необходимо как Украине, так и миру.