Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

«ЭТАЛОН» СОХРАНИЛА ПРОДАЖИ АВТОБУСОВ НА УРОВНЕ ПРОШЛОГО ГОДА

28 декабря , 2021  

Предприятия автомобильного направления корпорации «Эталон» в 2021 году, по предварительным данным, реализовали в Украине около 260 транспортных средств, в том числе более 250 автобусов и 4 троллейбуса, что практически соответствует итогам 2020 года, сообщил директор торгового дома «Эталон Авто» Вадим Шкарупин.

«Цифра пока предварительная, но из проданных около 260 автотранспортных средств 200 ед. – это школьные автобусы, 40 городские и 16 междугородние автобусы, и четыре троллейбуса. При этом рынок автобусов в Украине в этом году вырос на 8% — до более 1100 ед, и на долю «Эталона» пришлось 22% рынка после «Атамана» с долей 27% и 310 проданными автобусами», — сообщил он на итоговой пресс-конференции корпорации в Киеве в четверг.

Как сообщалось, по итогам 2020 году «Эталон» занимал третью строчку по продажам автобусов с долей 23%, пропустив на второе место МАЗ.

В то же время в текущем году доля МАЗ сократилась до 9,5%, и он занял четвертую строчку на этом рынке. Третья позиция у турецких Karsan с долей 13% (155 автобусов), которые появились в Украине летом текущего года (их активно закупал Харьков – ИФ).

Президент корпорации Владимир Бутко уточнил, что белорусские производители потеряли свою долю, в том числе из-за проблем, связанных с санкциями.

«У МАЗ проблемы: Германия, например, не поставляет мосты и оси, они начали ставить китайские, и возникают задержки с поставками, хоть они и выиграли суды (оспорили введенную Украиной 35%-ную ввозную пошлину на автотехнику – ИФ)», — отметил он.

Шкарупин также сообщил, что в этом году немного изменилось соотношение публичных закупок (в первую очередь, школьные автобусы) и ритейла – в 2021 году оно составило 75% к 25% против 80% к 20% в прошлом.

«Но это улучшение не за счет оживления коммерческих закупок (по-прежнему перевозчики в Украине не стимулируются), а за счет покупки компаниями для перевозки сотрудников», — уточнил он.

В структуре продаж автобусов в Украине преобладали автобусы малого класса (930 ед.). Тогда как в продажах троллейбусов, по данным эксперта, лидирует корпорация «Богдан» (70 ед), после которой следует «Политехносервис» с 46 троллейбусами PTS.

Как отметил директор Черниговского автозавода (ЧАЗ) Андрей Савченко, в текущем году завод выпустил 283 транспортных средства – на 84 ед. больше, чем годом ранее.

По его словам, в этом году Черниговский автозавод корпорации начал серийное производство городского низкопольного автобуса большого класса (модель А12221) с силовым агрегатом Евро-6, проведен рестайлинг городского автобуса длиной 9,4 м.

Кроме того, завершена разработка конструкторской документации и начато изготовление первого образца 10-метрового туристического автобуса модели А11123 с двигателем Евро 5 индийской Ashok Leyland, который планируется презентовать в январе-феврале следующего года.

«Мы хотели презентовать его до конца этого года, но с учетом возникшего дефицита электронных компонентов на фоне пандемии коронавируса и усложнения логистики ожидаем его представить в январе-феврале 2022 года», — уточнил Бутко.

Помимо этого он отметил, что опытную эксплуатацию в Одессе проходит первый образец трамвайного вагона.

По словам Савченко, заявленная потребность городов в трамвайных вагонах на пять лет составляет около 1300 ед., и эту потребность могут покрыть украинские производители данной техники: «Татра-Юг», «Электронтранс», «Эталон», Политехносервис» и Крюковский вагонзавод.

Касаясь планов корпорации на 2022 год, Бутко отметил, что, в частности, прорабатывается сотрудничество с китайским производителем электробусов.

«Прошли первые переговоры, и, думаю, сможем начать сборочный процесс с полным производством кузова, а это уже не 10% локализации. Мы решили не заниматься разработкой электробуса самостоятельно, тогда как у китайского производителя уже есть более чем 10-летний опыт», — отметил Бутко.

Кроме того, корпорация планирует разработку автобуса на базе агрегатов Ashok Leyland длиной до 10м (полностью низкопольного или с ненизкой задней площадкой) с учетом спроса у муниципальных предприятий в Киеве, Одессе, Днепре, Харькове, Львове.

Корпорация также создала унифицированный кузов для 12-метровых автобуса, троллейбуса и троллейбуса с автономным ходом до 20 км, что, по словам Бутко, позволит уменьшить расходы, себестоимость продукции и повысит узнаваемость продукции.

Говоря об экспортной программе корпорации, Бутко отметил, что планы по выходу на рынок ЕС нарушила пандемия, в частности по поставкам автобусов в Польшу.

«А с Турцией при подписании соглашения о ЗСТ перспектив выхода на этот рынок тоже не вижу. Если на белорусский рынок выйти практически невозможно, то Турция еще более серьезная страна – Эрдоган вряд ли потерпит присутствие иностранных производителей, а в ЕС уже 11% турецких машин, они уже производят больше, чем необходимо внутреннему рынку», — пояснил он.

Касаясь перспектив троллейбусного направления, Бутко указал, что в рамках финансового соглашения с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) на сумму EUR200 млн (программа закупки городского транспорта), ратификация которого сейчас ожидается, «Эталон» имеет возможность поставить 40-50 троллейбусов.

В то же время он посетовал, что в повторном тендере на поставку автобусов в Николаев за средства ЕИБ, скорее всего, заявка корпорации будет отклонена, поскольку условия фактически прописаны под турецкие машины.

«Сейчас открыли предложения, и на заявленную сумму (EUR4,5 млн- ИФ) мы предлагаем 60 машин, а турецких – 35 ед. Но нас отклонят, и никто не посмотрит, что отечественный производитель», — отметил президент корпорации.

Он также выразил мнение, что при подписании соглашения о ЗСТ с Турцией необходим переходной период «лет на 7», поскольку при его отсутствии украинские производители не смогут конкурировать, хотя сегодня почти однотипные автобусы у корпорации «Эталон» почти на 40% дешевле турецких.

Корпорация «Эталон» объединяет 21 предприятие. Основные направления деятельности — производство автотранспортных средств, машиностроение, складская логистика, оборудование очистки и сатурации воды.

Как уточнил Шкарупин, в 2021 году выручка корпорации выросла на 11% по сравнению с 2020 годом.

,