Законодательные инициативы по компенсации проминвестиций через налоги (законопроекты №13414 и №13415) потребуют прозрачного механизма подачи заявок и контроля за целевым использованием средств, считает юрист адвокатского объединения Barristers Commercial Тарас Онищенко.
«Эти законопроекты обещают стать »историческим шагом» в стимулировании инвестиций, в частности, в строительство новых промышленных объектов. Инициатива предусматривает введение механизма частичной компенсации инвестиционных затрат через налоговые льготы, что является распространенной и успешной практикой в странах Европейского Союза. В то же время, существуют определенные вызовы и риски имплементации, которые потребуют тщательного внимания«, — сказал он агентству »Интерфакс-Украина«.
Среди положительных ожиданий от принятия законопроекта Онищенко назвал, в частности, существенное стимулирование экономического роста, «поскольку предложенные механизмы компенсации инвестиций могут значительно уменьшить риски и повысить рентабельность проектов, поощряя капиталовложения в производственный сектор».
«Успешный опыт ЕС свидетельствует об эффективности таких инструментов, что может способствовать как привлечению нового капитала, так и возврату инвестиций, которые были выведены или перемещены. Кроме того, новые и модернизированные производства неизбежно приведут к созданию новых рабочих мест и росту занятости. Компенсация затрат на оборудование будет стимулировать внедрение современных технологий и повышение конкурентоспособности украинской продукции на мировом рынке«, — отметил он.
В то же время, Онищенко подчеркивает, что для эффективной реализации предложенных механизмов »важно будет тщательно просчитать потенциальное фискальное влияние на доходы государственного бюджета, особенно в краткосрочной перспективе».
«Для успешной реализации необходимо разработать максимально прозрачный, эффективный и небюрократический механизм подачи заявок, их рассмотрения, верификации расходов и контроля за целевым использованием инвестиций, поскольку сложность процедур может нивелировать все преимущества компенсации. Также критически важной является четкость определений, в частности, определения «перерабатывающей промышленности» и «оборудования согласно УКТВЭД», чтобы избежать неоднозначностей и злоупотреблений», — сказал он.
Кроме того, юрист считает необходимым «обеспечить синергию, чтобы новый механизм дополнял, а не дублировал или конфликтовал с уже действующими инструментами поддержки инвестиций». Онищенко напомнил, что Украина уже применяет ряд инструментов для поддержки бизнеса и инвестиций. Среди них программа «Доступные кредиты 5-7-9%», гранты на переработку до 8 млн грн, льготы для участников индустриальных парков, а также государственная поддержка «проектов со значительными инвестициями» (от EUR12 млн), предоставляемая по отдельному закону. Дополнительно функционирует система страхования инвестиций от военно-политических рисков.
«Однако, законопроекты №13414/13415 отличаются своей комплексностью и доступностью, что делает их уникальными среди существующих инструментов. В отличие от упомянутых программ, они предлагают прямую компенсацию через широкий спектр налогов, значительно снижают порог входа для инвесторов (начиная от EUR100 тыс.) и, что особенно важно, распространяются на уже действующие предприятия. Такой подход создает более гибкий и всеобъемлющий инструмент стимулирования по сравнению с точечными программами или льготами, которые в основном ориентированы на очень крупные инвестиции или имеют специфические условия», — сказал юрист.
Как сообщалось, законопроекты №13414 и №13415 сфокусированы на поддержке перерабатывающей промышленности, признанной ключевым сектором для создания добавленной стоимости и экономического роста в Украине. Предполагается, что инвесторы будут иметь возможность компенсировать значительную часть своих инвестиционных расходов. Эти расходы охватывают широкий спектр капиталовложений, включая строительство инженерных сетей и сопутствующей инфраструктуры, приобретение, строительство, модернизацию и техническое/технологическое переоснащение зданий и сооружений, а также приобретение оборудования согласно УКТВЭД и земельных участков.
Механизм компенсации будет реализован через уменьшение налоговых обязательств по основным налогам. В частности, речь идет о налоге на прибыль, импортном НДС на оборудование, импортной пошлине на оборудование, налоге на имущество и земельном налоге. Размер компенсации будет зависеть от объема инвестиционного проекта. Ключевой новинкой и значительным преимуществом этого механизма является то, что он будет доступен не только для абсолютно новых предприятий, но и для уже существующих, которые инвестируют в развитие и модернизацию своих производственных мощностей.
Инициатор и соавтор законопроектов №13414 и №13415 заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский сообщил, что законопроекты зарегистрировали совместно 55 народных депутатов из разных фракций и групп, среди которых, в частности, Даниил Гетьманцев, Андрей Мотовиловец, Дмитрий Наталуха.
Законопроекты №13414 и №13415 предусматривают изменения в Налоговый и Таможенный кодексы относительно компенсации инвестиций через налоги.
Источник: https://interfax.com.ua/news/general/1083281.html