Национальный банк Украины совместно с Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины с 30 мая 2024 года начинает Всеукраинскую информационную кампанию по платежной безопасности #КибербезопасностьФинансов.
Ее цель — улучшить осведомленность граждан о платежной безопасности и сформировать навыки по защите финансовых данных в виртуальном пространстве.
Современная полномасштабная война продолжается не только на поле боя, но и в киберпространстве, в частности наблюдается увеличение проявлений кибермошенничества и киберпреступности.
В конце прошлого года Национальный банк при поддержке Проекта USAID «Инвестиции для устойчивости бизнеса» провел первый общенациональный репрезентативный опрос населения Украины относительно правил платежной безопасности и противодействия мошенникам. Его целью было определение уровня знаний украинцев в сфере платежной безопасности и выявление пробелов в этом вопросе. Результаты исследования Национальный банк использует для разработки образовательных продуктов для разных возрастных категорий и повышения эффективности информационных кампаний по противодействию платежному и кибермошенничеству (они не публикуются во избежание вероятности использования мошенниками).
Самым популярным методом мошенничества с платежными картами в Украине, как и в мире, традиционно остается социальная инженерия. В то же время значительное количество кибермошенничества в прошлом году было связано с фишингом. Применяя фишинговые ресурсы (стилизованные под правительственные порталы и информационные ресурсы украинских банков и платежных сервисов) и обманывая граждан, злоумышленники пытались получить доступ к их персональным данным, информации об их платежных инструментах, финансовых номерах телефонов и средствах на счетах.
Поэтому улучшение знаний и навыков граждан в этой сфере даст им возможность осмотрительнее пользоваться безналичными расчетами и уберечься от мошеннических схем и ловушек в виртуальном пространстве.
«Почти четверть пользователей финансовых услуг (26%) сталкивалась с попытками платежного мошенничества, в том числе 3% из них потеряли деньги. Понятно, что более активные потребители, которые чаще пользуются интернетом, интернет-банкингом, покупают онлайн, чаще попадают и в поле зрения мошенников. Поэтому каждому, даже опытным пользователям, стоит совершенствовать свои знания по кибербезопасности. В частности, обязательно повышать личную киберобразованность относительно правил обеспечения безопасности учетных записей, умеренного пользования общественным Wi-Fi, анализа незнакомых ресурсов для совершения покупок. Благодаря этой кампании Национальный банк вместе с партнерами будут повышать осведомленность украинцев, чтобы и в дальнейшем формировать безопасную культуру поведения общества в виртуальном пространстве», — отметил заместитель Председателя НБУ Алексей Шабан.
«Кибербезопасность нашей страны — это не только защищенность государственных информационных ресурсов, систем и баз данных. Хотя сейчас большинство кибератак имеют политическую, а точнее военно-политическую составляющую, деятельность финансово мотивированных хакеров так же продолжает нести угрозу. Поэтому мы должны продолжать работу по усилению осведомленности всех украинских граждан о том, как уберечь себя от деятельности кибермошенников, которые стремятся похитить ваши данные и, как следствие, средства», — подчеркнул Председатель Госспецсвязи Юрий Мироненко.
«Результаты общенационального репрезентативного опроса населения, проведенного при поддержке Проекта USAID «Инвестиции для устойчивости бизнеса», показали, что более четверти пользователей финансовых услуг хотя бы раз сталкивалась с попытками платежного мошенничества, а некоторые пострадали от него. Из них большая доля — это более активные потребители, которые чаще пользуются интернет-магазинами, платными онлайн-сервисами и дистанционным банкингом. Стремительное развитие технологий способствует распространению мошенничества, особенно на фоне войны, и затрудняет его выявление. Поэтому меры по повышению осведомленности населения о платежной безопасности, соответствующие информационно-обучающие кампании должны быть регулярными и общенациональными. Наш Проект с радостью поддержал проведение опроса и кампанию НБУ по противодействию платежному мошенничеству #КибербезопасностьФинансов», — отметила Юлия Витка, и. о. руководителя Проекта USAID «Инвестиции для устойчивости бизнеса».
АО «ОТП БАНК» поддержал информационную кампанию, направленную на улучшение осведомленности граждан о платежной безопасности и защите финансов в виртуальном пространстве.
«Количество киберинцидентов в Украине и мире неуклонно растет. Мошенники привлекают любые доступные средства и новейшие технологии, в том числе искусственный интеллект, чтобы обмануть как можно большее количество людей и незаконно обогатиться. В такой ситуации банковские учреждения, которым граждане доверяют свои сбережения, чувствуют усиленную ответственность перед обществом. ОТП БАНК прилагает максимум усилий, чтобы деньги клиентов были в безопасности — для этого переводим данные в «облако», усиливаем системы защиты. А чтобы нивелировать человеческий фактор, в том числе и со стороны пользователей банковских услуг, мы последовательно участвуем в информационных кампаниях Национального банка Украины, направленных на повышение финансовой грамотности украинцев, на развитие их навыков и умений, которые помогут защитить средства от мошенников и киберпреступников», — рассказал Олег Клименко, член правления ОТП БАНК, ответственный за развитие розничного бизнеса.
Во время кампании Национальный банк совместно с партнерами будет разъяснять потребителям финансовых услуг базовые элементы кибербезопасности по следующим вопросам:
— как защитить свои учетные записи, компьютеры, смартфоны и другие устройства от внешнего вмешательства;
— как создавать сложные и уникальные пароли,
— как настраивать многофакторную аутентификацию;
— как проверять сайты, на которых пользователи вводят свои платежные данные и файлы, мобильные приложения и другие программы перед загрузкой;
— как правильно использовать публичную и домашнюю Wi-Fi-сети;
— как заботиться о программном обеспечении на собственных устройствах и о других правилах безопасного поведения в виртуальном пространстве.
Информационная кампания продлится до конца сентября 2024 года во всех регионах Украины. В рамках кампании Национальный банк запускает специальную веб-страницу (лендинг) «Кибербезопасность финансов» с подробной информацией о кампании и правила поведения в виртуальном пространстве.
Справочно
Национальный банк проводит Всеукраинскую информационную кампанию по платежной безопасности #КибербезопасностьФинансов вместе с Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины, а также при поддержке проекта USAID «Инвестиции для устойчивости бизнеса».
Генеральные партнеры: Департамент киберполиции Национальной полиции Украины, Министерство юстиции Украины, Безоплатная правовая помощь, Министерство социальной политики, Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, Государственный центр занятости, ПРОСТИР, Portmone, Киевстар, Lifecell, OLX.ua, Viasat, MEGOGO Освіта, GOITeens, ESET.
Информационные партнеры: ПриватБанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк, Райффайзен Банк, Укргазбанк, ПУМБ, Укрсиббанк, СЕНС БАНК, Креди Агриколь Банк, ОТП Банк, Кредобанк, ПроКредит Банк, Таскомбанк, А-Банк, Банк Кредит Днепр, Аккордбанк, МТБ Банк, Международный Инвестиционный Банк, Банк Глобус, Правэкс Банк, Коминбанк, Пиреус Банк, Радабанк, Банк Клиринговый Дом, Агропросперис Банк, Юнекс Банк, Банк инвестиций и сбережений, Банк Грант, Банк Украинский капитал, Кредитвест Банк, Кристалбанк, Мотор-Банк, Поликомбанк, Украинский банк реконструкции и развития, Первый Инвестиционный Банк, Банк Траст-Капитал, Банк Портал, БТА Банк, НАБУ, Mastercard, YASNO — поставщик электроэнергии, газа и решений по энергоэффективности, Фокстрот, Эпицентр, Эльдорадо, Опендатабот, EasyPay, city24, WOG, SOCAR, Amic Energy, Shell, Softkey, Макснет, ТЕНЕТ, ОО «ВСАД «IT-бабушки», ТРЦ «King Cross Leopolis» (Львов), ТРЦ «Мегамол» (Винница), ТРЦ «Караван» (Днепр), ТРЦ «Дафи» (Днепр), ТЦ «Орнава» (Тернополь), ТРЦ «Woodmall» (Хмельницкий), ТРЦ «Конкорд» (Полтава), ТРЦ «Дафи» (Харьков), ТРЦ «Hollywood» (Чернигов), ТРЦ «Avenir Plaza» (Буча), ТРЦ «Ocean Plaza» (Киев).
OTP BANK, БЕЗОПАСНОСТЬ, Госспецсвязи, КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ, НАЦБАНК