Business news from Ukraine

Объем сделок по слияниям и поглощениям в мире во втором полугодии 2022 года существенно снизился

Объем сделок по слияниям и поглощениям (M&A) во втором полугодии 2022 года существенно снизился, повышение процентных ставок и экономическая неопределенность привели к увеличению стоимости финансирования и резкому завершению периода сверхвысокой активности в данной сфере, пишет Financial Times.

В июле-декабре в мире было объявлено о сделках на общую сумму $1,4 трлн по сравнению с $2,2 трлн в предыдущие шесть месяцев, что стало самым значительным полугодовым изменением с начала ведения расчетов в 1980 году. В том числе заметно снизилось и количество мегасделок (на сумму не менее $10 млрд): в первом полугодии их было 25, а во втором — всего 11.

Суммарный показатель по итогам 2022 года упал на 38% по сравнению с прошлогодним уровнем (до $3,56 трлн), что стало наиболее сильным сокращением с 2001 года. Тем не менее, по историческим меркам объем M&A остался достаточно высоким, в том числе превзойдя показатели за 2016 и 2017 годы.

Руководитель глобального отдела слияний и поглощений Goldman Sachs Марк Соррелл описывает 2022 год как состоящий из двух разных половин, поскольку отсутствие дешевого финансирования остановило рынок M&A летом. По его словам, финансирование конечно осталось, «но его стоимость гораздо более высокая, и оно доступно не для всех эмитентов».

Бешеная активность в 2021 году привела к росту объемов M&A до рекорда, в том числе из-за крайне низких процентных ставок. «2021 год действительно был исключительным годом, у вас не может быть рекордов каждый год», — заявил глобальный руководитель отдела транзакций юридической фирмы Skadden Стив Аркано.

Глава отдела слияний и поглощений в регионе EMEA Citigroup Элисон Хардинг-Джонс ожидает, что в 2023 году сделки M&A будут «в основном обусловлены корпоративной деятельностью, поскольку компании со здоровым балансом стремятся к расширению».

«Я не думаю, что худшее уже осталось позади», поэтому повышение активности в сфере слияний и поглощений «не произойдет вот так вот сразу в январе», полагает партнер юридической фирмы Simpson Thacher Эрик Сведенбург. Но он прогнозирует, что «в какой-то момент в течение года всё начнет восстанавливаться».

, ,

Хорватия официально вошла в Шенгенскую зону

Проверки людей на внутренних сухопутных и морских границах между Хорватией и другими странами Шенгенской зоны отменяются с 1 января 2023 года, согласно решению Совета ЕС от 8 декабря 2022 года.

Проверки на внутренних воздушных границах будут отменены с 26 марта 2023 года, учитывая необходимость согласования с датами расписания Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), поясняют в Брюсселе принятое решение, в соответствии с которым Хорватия стала 27-м членом Шенгенского пространства, и его правила теперь распространяются на эту страну.

«Я очень рад, что во время чешского председательства (в Совете ЕС во втором полугодии 2022 года – ИФ-У) Хорватия смогла сделать два важных шага в своей европейской интеграции, присоединившись как к зоне евро, так и к Шенгенской зоне. Я уверен, что эти успехи проложат путь другим государствам-членам, которые выполнят условия, чтобы сделать следующий шаг в своем европейском продвижении», — заявил министр внутренних дел Чехии Вит Ракушан, объявляя решение Совета ЕС.

При этом по-прежнему неудовлетворенными остались заявки Болгарии и Румынии на присоединение к зоне свободного передвижения.

Комментируя эту ситуацию, глава МВД Чехии заверил: «И я, и мои коллеги продолжим усердно работать, чтобы мы могли приветствовать Болгарию и Румынию в семье Шенгенского пространства в ближайшее время».

По сообщениям западных СМИ, против вступления Болгарии в Шенгенскую зону выступили Австрия и Нидерланды, против Румынии — Австрия.

Соглашение о постепенном отказе от пограничного контроля было подписано 14 июня 1985 года в люксембургской деревне Шенген, где сходятся границы Люксембурга, Франции и ФРГ, представителями пяти стран: Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ. Шенгенская зона начала свое существование с 26 марта 1995 года, когда пограничный и таможенный контроль был отменен на внутренних границах этих стран, к которым к тому времени присоединились также Испания и Португалия.

В связи с дальнейшим увеличением стран, входящих в Шенгенское пространство, соглашение с его нормативно-правовой базой было включено с 1999 года в единое законодательство сообщества (Амстердамский договор). После вступления Хорватии в Шенгенскую зону в ней насчитывается 23 государства ЕС и четыре страны Европейской ассоциации свободной торговли: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

Де-факто, без заключения официальных соглашений к шенгенским правилам присоединились карликовые государства Ватикан, Монако и Сан-Марино.

,

Португалия будет поддерживать восстановление Украины — Юлия Свириденко

Португалия будет поддерживать восстановление Украины и помогать строить международную поддержку страны ради победы, считает первый вице-премьер-министр — министр экономики Украины Юлия Свириденко.

Такое мнение она высказала по итогам своей встречи с президентом Португалии Марселу Ребелу де Соузой в столице Бразилии – Бразилиа, где украинская делегация во главе со Свириденко приняла участие в церемонии инаугурации президента Бразилии Луиза Инасиу Лулы да Силвы.

«Я благодарна Марселу Ребелу де Соузу за его личную вовлеченность и дипломатические усилия в достижении победы и мира. Убеждена, что экономическое и политическое сотрудничество с Португалией будет только усиливаться. Небезосновательно рассчитываем на помощь в движении нашего государства в Евросоюз и участие Португалии в восстановлении Украины», — отметила Свириденко, которую цитирует ее пресс-служба в сообщении в понедельник.

Как отмечает министр экономики, Португалия поможет Украине «в восстановлении образовательных объектов. Также мы благодарны за помощь в усилении нашего сотрудничества с португалоязычным сообществом по всему миру».

Президент Португалии Ребелу де Соуза на встрече подтвердил полную солидарность с Украиной и готовность его страны расширять сотрудничество.

В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества в экономической сфере, ситуация в Украине, в частности в связи с ракетными ударами по энергетической инфраструктуре, практические вопросы восстановления и т.д.

, ,

«Укрзализныця» должна Крюковскому вагоностроительному заводу 1,5 млрд грн за поставленные вагоны

Дебиторская задолженность АО «Укрзализныця» перед Крюковским вагоностроительным заводом (КВСЗ, Полтавская обл.) за поставленные в 2022 году 70 пассажирских вагонов превысила 1,48 млрд грн, сообщила пресс-служба завода.

«По состоянию на 28 декабря 2022 года поставлено уже 85 вагонов, но последние расчеты со стороны «Укрзализныци» за них были проведены еще в 2021 году и только за 15 вагонов в сумме 310,68 млн грн», — говорится в сообщении на сайте предприятия.

Пресс-служба отмечает, что КВСЗ в течение 2022 года выпускал и поставлял вагоны, но денег не получал.

«Крюковский вагонзавод в течение первых двух декад января 2023 года будет простаивать, поскольку не имеет средств на закупку комплектующих», — подчеркивается в сообщении.

Согласно ему, о последствиях отсутствия расчетов за такой объем продукции для КВСЗ его руководители неоднократно информировали Полтавскую ОВА, «Укрзализныцю», профильные министерства.

Руководство завода 29 декабря 2022 года направило срочное письмо о критической ситуации на заводе в адрес главы Полтавской ОВА Дмитрия Лунина в связи с появившимися в СМИ публикациями со ссылкой на него о получении КВСЗ оплаты за поставляемые вагоны.

«В письме подчеркивается, что получение средств ПАО «КВСЗ» в текущем месяце критически необходимо для завершения выполнения госзаказа в полном объеме и обеспечения поставки остальных 15-ти вагонов (из 100 по договору)», — указано в сообщении пресс-службы.

Как сообщалось, в рамках заключенного в 2021 году договора КВСЗ должен поставить УЗ 100 пассажирских вагонов более чем на 3 млрд грн.

, ,

Киев получил от Тайваня первых два мощных генератора из 20 планируемых

Киев получил первые два из 20 планируемых генераторов высокой мощности (300–800 кВА) в рамках выполнения меморандума между Киевом и Тайванем о помощи по приобретению альтернативных источников питания, сообщила пресс-служба мэра столицы в понедельник.

«Первые два генератора уже передали «Киевтеплоэнерго», их используют в городских котельных. В рамках проекта предполагается передача около 20 генераторов для питания объектов критической инфраструктуры столицы. Мы очень благодарны нашим партнерам за поддержку Киева и Украины», – сказал Виталий Кличко во время передачи генераторов коммунальному предприятию «Киевтеплоэнерго».

В декабре прошлого года Киев и Тайвань подписали меморандум о взаимопонимании помощи столице Украины в приобретении дизельных электрогенераторов при содействии пожертвования Министерства иностранных дел Тайваня.

, ,

Украинский авторынок новых легковых автомобилей сократился на 61,5% — AUTO-Consulting

Украинский авторынок новых легковых автомобилей сократился на 61,5% по сравнению с довоенным 2021 годом – до около 40 тыс. ед., сообщает AUTO-Consulting.

«Но главное, что украинский авторынок устоял, он существует даже во время войны. Спасибо за это Вооруженным Силам Украины», — сообщается на сайте информационно-аналитической группы.

В то же время AUTO-Consulting констатирует, что итоги прошлого года для авторынка оказались худшими с 2000 года.

«Например, в 2015 году, когда из-за военных действий также было существенное падение, рынок достиг 46,5 тыс. автомобилей и продемонстрировал 50%-е снижение», — отмечается в сообщении.

На своей странице в Facebook AUTO-Consulting приводит также предварительные итоги продаж новых легковых авто в декабре – продано 4009 авто, что почти на 23% больше, чем в ноябре-2022. Лидерство сохранила Toyota c долей рынка 27,4%, на второе место с 3-го в ноябре вышла Skoda (10,3%), а на третье с 8-го поднялась марка Suzuki (7,9%). Занимавшая вторую позицию в ноябре-2022 марка Renault опустилась на 5-е место (5,7% рынка).

По данным группы, рынок новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2022 году сократился на 69% — до 4 тыс. ед., и, как отмечают аналитики, суммарный объем в 44 тыс. проданных легковых и легких коммерческих авто стал наименьшим показателем с 1997-1998 годов, когда рынок новых легковушек составлял около 30 тыс. ед.

В то же время в компании отметили, что уже в текущем году ведущие операторы украинского авторынка ожидают положительную динамику.

Как сообщалось, в 2021 году продажи новых легковых авто, по данным Auto-Consulting выросли на 20% к 2021 году — до 103,65 тыс. ед.

,