Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Венгрия и Сербия планируют ускорить строительство нефтепровода между странами

Глава МИД Венгрии Петер Сийярто и министр энергетики Сербии Дубравка Джедович-Ханданович в среду договорились активизировать инвестиционную политику в сфере энергетической безопасности и ускорить строительство первого нефтепровода между двумя странами, сообщил руководитель венгерского внешнеполитического ведомства.

«Мы договорились расширить совместные инвестиции в энергетику и обеспечение энергетической безопасности, речь, в том числе, идет и о строительстве первого связующего нефтепровода», — написал Сийярто в соцсети Facebook (информационный ресурс Meta Platforms Inc.)

Кроме того, Сийярто и Джедович-Ханданович договорились активизировать финансирование «новой линии электропередач, соединяющей сети двух стран»

«Для нашей страны Сербия является стратегическим партнером, без Сербии не будет энергетической безопасности Венгрии, и наоборот», — добавил глава венгерского МИД.

Как сообщалось, строительство нефтепровода между Венгрией и Сербией предполагается реализовать до 2026 года. Новая ветка будет соединена с нефтепроводом «Дружба» и позволит Сербии диверсифицировать поставки нефти и не зависеть от Хорватии.

, , ,

«Каметсталь» завершила модернизацию турбовоздуходувки №1 ТЭЦ

Завод «Каметсталь» горно-металлургической группы «Метинвест», созданный на мощностях Днепровского металлургического комбината (ДМК, Каменское Днепропетровской обл.), в сотрудничестве с YASNO Energy Efficiency выполнили капитальный ремонт с модернизацией самой производительной в турбинном цехе ТЭЦ турбовоздуходувки (ТПД) №1.

Согласно пресс-релизу, в турбинном цехе реализован проект по модернизации системы автоматического регулирования агрегата, обеспечить стабильную бесперебойную подачу дутья заданных параметров на доменную печь ДП-1М — главная задача ТПД-1.

Также уточняется, что в рамках реконструкции были демонтированы узлы управления агрегата — старое гидравлическое оборудование заменила современная гидроэлектромеханическая система регулирования с электроникой и программным обеспечением, что позволило перейти на автоматическое регулирование параметров подачи дутья операторами турбинного цеха. Ранее управление ТПД осуществлялось вручную — рычагами или кнопками. После модернизации этот процесс происходит только на экране монитора. Теперь энергетики могут четко контролировать расход пара с точностью до нескольких кубометров, а значит, и подачу воздуха на доменные печи.

Во время капремонта параллельно модернизации был выполнен большой объем работ. В частности, ремонт паровой турбины — ключевого узла ТПД-1. Также отревизировали вспомогательное оборудование.

Модернизация выполнялась в течение второго полугодия 2024 года. Основную часть работ выполняли подрядчики и специалисты YASNО Energy Efficiency. Плановые постремонтные испытания прошли успешно, в декабре обновленная ТПД приступила к работе.

«Каметсталь» создана на базе ЧАО „Днепровский коксохимический завод“ (ДКХЗ) и ЦМК ПАО „Днепровский металлургический комбинат“ (ДМК).

Согласно отчету материнской компании группы «Метинвест» за 2020 год, Metinvest B.V. (Нидерланды) принадлежало 100% акций ДКХЗ.

, , ,

Карпаты бьют рекорды посещаемости зимой

Западные области отмечают рост посещаемости курортов и туристических локаций в течение зимних праздников на 30-40% по сравнению с прошлой зимой.

«В прошлом сезоне даже при замечательной снежной погоде людей было меньше, в этом году мы видим на 30-40% больше туристов. Это связано с двумя факторами: увеличение предложения в регионе и несколько более позитивное настроение», — сообщил агентству „Интерфакс-Украина“ председатель правления Ассоциации отелей и владельцев усадеб Яремчанщины Андрей Дзвинчук.

В целом сейчас Яремчанщина (Яремче, Поляница, Яблуница, Микуличин, Ворохта, Татаров и др.) предлагает около 20 тыс. койкомест в около 250 отелях и 800 усадьбах. По словам Дзвинчука, в регионе в последние годы ощущается смещение турпотока ближе к курорту в зимний период, что связано с появлением новых крупных отелей на 200-300 номеров с развитой, современной инфраструктурой. В частности, загрузка в Буковеле отелей под управлением Ribas Hotels выше прошлогодних.

«Сезон в этом году официально стартовал 12 декабря, что способствовало увеличению загрузки и спроса на рынке. В новогодний период мы приблизились к цифрам, которые были до полномасштабного вторжения, а в некоторых отелях даже превысили их. Загрузка отелей в Буковеле достигла отметки 77-84%, в зависимости от отеля, и выросла на 11-13% по сравнению с прошлым годом», — сообщила СЕО Ribas Hotels Management Юлия Косенко.

Срок проживания гостей в Буковеле тоже увеличился и составил 4,3 ночи по сравнению с показателем прошлого года — 3,2 ночи в новогодний период. На Новый год 60% гостей оставались на 5-8 ночей, а количество групповых бронирований выросло и стало таким, как в довоенный сезон.

«Отдельно можно выделить, что вернулся интерес и участие гостей в праздновании Нового года, рестораны при отелях загрузили 73% посадочных мест», — сообщила Косенко.

Во Львовской области также заметен рост туристической активности.

«Рост есть. Если сравнивать новогодний период, то в 2023 году забронировано было 43,3% гостиничных номеров, а в 2024 году — 47%», — сообщил „Интерфакс-Украина“ врио начальника Управления туризма и курортов Львовской ОГА Тарас Лозинский.

При этом отмечено повышение загрузки отелей во Львове — 54,6% в новогодний период против 54,4% в прошлом сезоне, но снижение загрузки в целом в карпатском регионе и курортных территориях (46,1% и 41,9% в 2024 году против 62,4% и 57,7% в 2023 году), что может быть объяснено значительным новым предложением. Об этом косвенно свидетельствует рост турсбора (9,17 млн грн за ноябрь-декабрь 2024 года против 7,6 млн грн за аналогичный период 2023 года) и посещаемости самых популярных туристических локаций. В частности, Тустань в ноябре-декабре 2024 года посетили 15 тыс. туристов, в прошлом году — 11,7 тыс.; Сколевские Бескиды — соответственно 26,9 тыс. и 17,1 тыс., медвежий приют «Домажир» — 1,5 тыс. против 1081.

Как сообщил партнер Apartel resort Евгений Кудрявченко агентству «Интерфакс-Украина», загрузка отелей сети (в Шаянах, Ужгороде и Сходнице), на новогодний период составила 80%, при этом примерно 40% гостей выбрали долгосрочное проживание от пяти ночей. Цены на новогодний период выросли от базового тарифа минимум на 25%.

Кудрявченко отметил, что большую долю загруженности дали длительные каникулы, семьи с детьми выбирали 7-10 дней проживания.

«Если говорить о периодах с 10 декабря по 10 января, то мы имеем фантастическую загруженность, около 70% в отелях из-за того, что большой приезд семей с детьми. Мы адаптировали под них программу, добавили детские развлечения, выделили целую комнату под детский интертеймент. Даже на Новый год у нас был отдельный зал, где праздновали дети отдельно от родителей, за что потом родители нас очень благодарили», — добавил он.

Что касается глубины бронирования, то, по словам Кудрявченко, раньше бронировали за месяцы, сейчас горизонт планирования значительно снизился, пик бронирований — за неделю до заезда.

«Также из негативных трендов — значительная доля отмены бронирования — 15% по разным причинам, до войны этот показатель не превышал 5%», — сообщил он.

По словам Косенко, в Буковеле гости в основном бронируют отдых за месяц до даты заезда.

«Туризм в высокий сезон стал более плановым, а не внезапным, хотя и остается часть гостей, которые бронируют уикенд за день, забирая последние номера», — отметила она.

По оценке Дзвинчука, по сравнению с прошлым годом значительно поднялись цены — на 10-20%. Это объясняется не только инфляцией и более дорогим новым предложением, но и тем, что букинг вернул комиссию для украинских клиентов (до 18%).

Косенко сообщила, что средний тариф в отелях Ribas Hotels увеличился на 18% по сравнению с прошлым годом и составил 11 тыс. грн в сутки в среднем, что свидетельствует о постоянном ценообразовании на рынке в этом сезоне.

,

Украинские предприятия сократили потребление металлопроката на 6,3% в 2024 году

Украинские предприятия в 2024 году сократили потребление металлопроката на 6,26% по сравнению с предыдущим годом — до 3 млн 288,4 тыс. тонн.

Согласно пресс-релизу объединения «Укрметаллургпром» в понедельник, за этот период импортировано 1 млн 235,4 тыс. тонн, или 37,57% внутреннего рынка потребления металлопроката.

По данным «Укрметаллургпрома», в 2024 году метпредприятия произвели 6,222 млн тонн металлопроката (на 15,8% выше относительно 2023 года), из которых, по информации Государственной таможенной службы Украины, экспортировано примерно 4,169 млн тонн, или 67%. В 2023 году доля экспорта составляла 55,4% (2,985 млн тонн при общем производстве металлопроката 5,372 млн тонн).

Доля полуфабрикатов в экспортных поставках в прошлом году составила 46,05%, что заметно превышает показатель годом ранее — 42,04%. В то же время удельный вес плоского проката в экспортных поставках в 2024 году почти на уровне показателя 2023 года — 40,27% и 39,22% соответственно. Тогда как для сортового проката в прошлом году был значительно ниже, чем годом ранее — 14,73% против 17,69%.

Структура импорта в 2024 году характеризуется существенным доминированием плоского проката над сортовым (79,61% и 18,83% соответственно). Также в 2023 году доминирование плоского проката над сортовым также было значительным — 81,02% и 18,06% соответственно.

«В 2024 году емкость внутреннего рынка составила 3288,4 тыс. тонн металлопроката, из которых 1235,4 тыс. тонн, или 37,57%, приходится на импорт. В 2023 году емкость внутреннего рынка составила 3507,9 тыс. тонн, из которых 1120,9 тыс. тонн, или 31,95%, импортировано. Таким образом, наблюдается сокращение емкости внутреннего рынка за 2024 год относительно 2023 года на 6,26% с одновременным увеличением доли импортной составляющей на 5,61%», — констатируется в пресс-релизе.

Основными экспортными рынками украинского металлопроката в 2024 году, по данным Гостаможслужбы, являются страны Европейского Союза (70,7%), Африки (10,1%), других стран Европы (8,3%).

Среди металлургических импортеров за 2024 год лидируют другие страны Европы (51,8%), на втором месте — ЕС-27 (27,7%), на третьем — страны Азии (19,2%).

Как сообщалось, рынок металлопроката Украины в 2023 году увеличился в 2,19 раза по сравнению с 2022 годом — до 3 млн 505,6 тыс. тонн. Было импортировано 1 млн 118,6 тыс. тонн, или 31,91% внутреннего рынка потребления этой продукции.

Импорт в Узбекистан электромобилей и гибридов впервые превысил бензиновые автомобили

По итогам 2024 года в Узбекистане впервые зафиксировано преобладание импорта электрических и гибридных автомобилей над традиционными бензиновыми. Согласно данным Таможенного комитета, обнародованным «Газета.uz», за год в страну ввезено 80 235 легковых автомобилей общей стоимостью 1,9 млрд долларов. В то же время это на 7% меньше в количественном выражении (-5710 единиц) и на 33,1% меньше в денежном (-632,6 млн долларов) по сравнению с 2023 годом.

Импорт автомобилей с бензиновыми двигателями сократился на 36,3%, составив 32 928 единиц (против 51 699 годом ранее). Стоимость ввоза также существенно уменьшилась — с 1,18 млрд до 707,2 млн долларов (-40%). Доля бензиновых авто в общем объеме импорта снизилась с 64,4% до 44,2%.

Импорт гибридных автомобилей увеличился на 42%, достигнув 17 480 единиц. Их общая стоимость составила 339,3 млн долларов, что на 17% больше, чем в 2023 году. Доля гибридов в общем объеме импорта выросла с 15,3% до 23,4%.

Электромобили продемонстрировали еще более впечатляющий рост: количество ввезенных авто увеличилось в 1,5 раза — с 16 084 до 24 095 единиц. В то же время их стоимость уменьшилась на 48,2%, составив 224,8 млн долларов. Доля электромобилей в импорте выросла с 20% до 32,3%.

Средняя стоимость импортируемого электромобиля снизилась почти втрое — с 26 972 до 9 330 долларов (без учета НДС и таможенных пошлин). Гибридные автомобили также подешевели, но менее существенно: средняя цена упала на 17,6% — с 23 570 до 19 410 долларов. Для бензиновых авто снижение составило лишь 6% — с 22 858 до 21 476 долларов.

Растущий спрос на экологический транспорт стимулируется налоговыми и таможенными льготами. Импорт электромобилей освобожден от акцизов, таможенных пошлин и автомобильных сборов. Таксисты, использующие электрические и гибридные машины, освобождены от лицензионных сборов до 2030 года. Для предпринимателей действуют льготы на установку зарядных станций, введенные с 2023 года.

Кроме того, регистрация электромобилей и гибридов стоит дешевле, чем бензиновых авто. Так, стоимость регистрации экологического транспорта составляет 1,5 БРВ, тогда как для бензиновых машин — 6,84 БРВ.

Проблемы с заправками сжиженным газом и высокая стоимость бензина также способствуют переходу водителей на электромобили. В результате доля экологического транспорта в импорте достигла 55,8% (33 564 единицы), превысив долю бензиновых автомобилей (44,2%, 32 928 единиц).

Подробнее

, ,

Импорт цинка в Украину вырос на 27,5%

Украина нарастила импорт цинка и изделий из него на 27,5% — до $58,610 млн (в декабре — $3,802 млн). Экспорт цинка вырос до $563 тыс. против $130 тыс. в 2023 году, в декабре — $100 тыс.

Чистый металлический цинк используют для восстановления благородных металлов, применяют для защиты стали от коррозии и в других целях.

,