Еврокомиссия будет настаивать на предоставлении Украине статуса кандидата в члены ЕС, окончательное решение остается за Европейским советом, сообщило издание Politico.
«Европейская комиссия порекомендует предоставить Украине официальный статус страны-кандидата в ЕС, по словам нескольких официальных лиц, знакомых с обсуждениями, которые состоялись во время дебатов между членами комиссии в понедельник», – говорится в сообщении в ночь на вторник.
Дебаты в Коллегии уполномоченных последовали после визита в субботу президента Комиссии Урсулы фон дер Ляйен в Киев, где она обсудила заявку Украины на членство с президентом Владимиром Зеленским.
Зеленский и другие украинские официальные лица выступили за официальное признание в качестве страны-кандидата в ЕС, заявив, что это назначение обеспечит бесценный моральный подъем во время войны. «Они неоднократно отмечали, что после революции на Майдане 2013–2014 годов граждане Украины неоднократно рисковали своими жизнями – и действительно, сейчас погибли тысячи – борясь за свободное, демократическое будущее в ЕС», – подчеркнули в издании.
«Комиссия не забывает, что Украина – единственная страна в Европе, где люди погибли, где в людей стреляли, потому что они были на улицах с флагами ЕС. Теперь мы не можем сказать им: «Извините, ребята, вы размахивали не тем флагом», – цитирует свой источник Politico.
Отмечается, что сторонники заявки Украины заявили, что любая задержка с предоставлением статуса кандидата будет глубоко деморализующей для Украины, поскольку вторгшиеся российские войска временно оккупируют большие участки юга и востока страны и стремятся захватить весь восточный регион Донбасса.
В ходе дискуссий о статусе кандидатов для Украины, Молдовы и Грузии многие официальные лица и дипломаты ЕС отметили чувствительность, учитывая медленные темпы вступления западнобалканских стран, которые были объявлены страной-кандидатом более 10 лет назад.
«Дебаты в понедельник среди комиссаров затронули более широкие вопросы, связанные с тем, как расширенный ЕС может выглядеть в будущем, в том числе будет ли по-прежнему быть по одному комиссару от каждого государства-члена. Обсуждение также затронуло возможность того, что на предстоящем саммите некоторые лидеры ЕС могут попытаться навязать условия кандидатуре Украины или вернуться к идее предоставления какого-то нового статуса, который не соответствует официальной кандидатуре», – говорится в материале.
Согласно информации от представителя Елисейского дворца, статус кандидата, если он будет предоставлен, будет лишь началом гораздо более длительного процесса.
«Как только Украина потенциально получит статус кандидата, мы также должны увидеть, когда начнутся переговоры. И вы знаете, что методология членства в ЕС предусматривает переговоры по главам и обратимые переговоры в зависимости от того, как развивается страна. Поэтому есть требования, соответствующие стандартам ЕС, и в любом случае они будут очень требовательны к Украине», – заявил представитель.
В Киеве Игорь Жовква, заместитель главы офиса президента Украины Зеленского, заявил, что альтернативы предоставления кандидата нет. «Мы не примем ни альтернатив, ни компромиссов, как говорят нам некоторые лидеры, ни отклонений от этого статуса кандидата», – цитирует Жовкву издание.
ES, STATUS, ЕВРОКОМИССИЯ, КАНДИДАТ, ЧЛЕН
Украина в июне 2022 года планирует увеличить импорт автобензина и дизтоплива в 1,6 раза по сравнению с маем – до 600 тыс. тонн, сообщила первый вице-премьер-министр — министр экономики Юлия Свириденко.
«Мы в марте импортировали 60 тыс. тонн, в апреле – уже 191 тыс. тонн, в мае – 380 тыс. тонн. Думаю, что в июне по факту будет 600 тыс. тонн», — сказала она в рамках информационного марафона в понедельник.
Свириденко прогнозирует, что дефицит топлива на заправках и ажиотаж на него спадет, когда операторы сетей смогут обеспечить запасы бензина и дизтоплива на две недели, тогда как сейчас они сформированы на 7-8 дней.
Как сообщалось, Государственная пограничная служба Украины 7 июня уведомила, что бензовозы, которые едут в Украину с топливом и за топливом в страны Европейского Союза по согласованным со смежными странами «зеленым коридорам», проезжают границу вне очереди.
Гречневая крупа исчезла с полок некоторых украинских магазинов из-за ажиотажного роста спроса на крупы, вызванного желанием населения делать продовольственные запасы в условиях полномасштабного вторжения РФ, при этом после сбора урожая гречихи в Украине предложение гречневой крупы и ее стоимость стабилизируется на уровне 65-70 грн/кг.
Соответствующий прогноз обнародован на сайте Национальной академии аграрных наук Украины в понедельник.
По ее данным, спрос на гречневую крупу вызван паникой населения, запасавшегося в условиях войны с РФ большими объемами всех видов круп, тогда как торговые сети не смогли обеспечить соответствующий рост предложения, вследствие чего гречневая крупа временно пропала с полок некоторых магазинов.
К тому же украинцы потребляют 3-4 кг гречневой крупы в год, что в несколько раз превышает среднемировой показатель в 1,5 кг крупы в год.
«Наш урожай (2022г – ИФ) обеспечит до 2,5 кг гречки на одного гражданина. Это не критическая ситуация, но нужно будет дождаться нового урожая. Начиная с сентября, будет стабильность цен — на уровне 65-70 грн за килограмм крупы гречневой. Это если будут проблемы с импортом. А если обеспечим достаточно импортной крупы, цена на гречку может уменьшиться до 50 грн за килограмм, возможно, даже меньше», – указано на сайте НААН.
По его данным, в условиях сложной посевной кампании во время войны, украинские аграрии засеяли достаточно гречихи, и ее урожай будет примерно соответствовать прошлогоднему, возможно, будет на 10-15% меньше. Однако, для нужд Украины этого будет вполне достаточно.
НААН подчеркнул, что до сбора собственного урожая Украина вынуждена покупать иностранную гречневую крупу, которую сейчас импортирует из Польши или Литвы взамен российской и казахстанской. При этом цена импортной крупы будет высокой из-за дорогого горючего, так как ее ввозят в Украину в основном автомобильным транспортом.
Как сообщалось в текущем сезоне гречихой уже засеяно 74,9 тыс. га, что составляет 92% от ранее запланированных 81,6 тыс. га.
Вопрос права украинцев на владение оружием для собственной защиты следует решать после учета всего того оружия, которое есть у них сейчас, — продумать все пошагово, чтобы избежать осложнения криминогенной ситуации, считает глава Национальной полиции Игорь Клименко.
В эксклюзивном интервью агентству «Интерфакс-Украина», комментируя результаты опроса, которые показали запрос украинцев на владение оружием для защиты себя и своей семьи, Клименко подчеркнул необходимость «разделить боевые действия и мирную жизнь».
«Когда начиналась полномасштабная война РФ в Украине, было принято правильное, по моему мнению, решение по вооружению наших граждан. Это позволило остановить врага и быть в относительной безопасности тем, кто был на каком-то расстоянии от линии боевых столкновений», — отметил глава Нацполиции.
Вместе с тем он добавил, что украинцы возвращаются на деоккупированные территории, страна пытается вернуться к мирной жизни.
«С начала боевых действий из незаконного оборота только сотрудники уголовного розыска изъяли более тысячи единиц огнестрельного оружия, более 100 гранатометов и 350 тысяч боеприпасов. Тысячи единиц оружия на руках могут представлять угрозу жизни мирных и законопослушных граждан», — подчеркнул глава Нацполиции.
«Так вот, все сначала надо вернуть на склады, учесть или взорвать, как это делают взрывотехники, а потом уже возвращаться к вопросу владения оружием. То есть, в первую очередь мы должны учесть все оружие, которое есть на сегодняшний день у наших граждан», — выразил мнение Клименко.
По его словам, полиция в первые дни вторжения выдала около 18 тысяч единиц оружия, оно учтенное, также и военные учитывали выданное ими оружие. «Но есть много трофейного оружия, неизвестного происхождения, боеприпасов», — добавил глава Нацполиции.
Также Клименко указал на то, что криминалитет, который «немного притих» в начале войны, будет снова активным, и преступность поднимется до уровня мирного времени.
Он подытожил: «Поэтому должно быть step by step: сначала реестр, чтобы понять, сколько оружия есть на руках, у кого оно есть. И уже после этого можем говорить о том, какое оружие, какого калибра и какого класса должно быть на руках у наших граждан – будь то автомат, карабин или пистолет».
За три месяца войны в Украине было зарегистрировано 31 266 предприятий, из которых 26 386 украинцев стали ФЛП, сообщает Министерство цифровой трансформации Украины на своем Telegram-канале в понедельник.
По данным ведомства, больше всего новых предприятий было зарегистрировано во Львовской области, Днепропетровской области, г. Киев.
Наиболее популярные секторы, в которых чаще всего регистрировались новые ФЛП: компьютерное программирование; розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями.
Кроме того, как отмечает Минцифры, украинские компании активно пользуются программой поддержки по релокации бизнеса. Заявку на релокацию бизнеса подали уже 1568 предприятий, 503 из которых уже переезжают.
Интерес к электромобилям в Украине в мае (по откликам пользователей на объявления) на фоне дефицита бензина и дизеля вырос в 7 раз по сравнению с маем прошлого года, на электросамокаты и гироскутеры — втрое, на покупку электроскутеров – в 4,7 раза, сообщает пресс-служба онлайн-сервиса OLX.
«В апреле украинцы столкнулись с нехваткой бензина и дизеля и с тех пор все чаще прицениваются к «зеленым» видам транспорта», — констатируется в пресс-релизе компании в понедельник.
Также увеличилось и предложение – если в конце апреля продавцы предлагали 226 электрокаров и 114 гибридов, то в мае количество таких объявлений выросло почти в 3,6 и 4,7 раза соответственно.
По отклику на одно объявление в мае украинцев больше всего интересовал Opel – почти 11 потенциальных покупателей на один электромобиль, в среднем по восемь откликов получили Renault и Nissan.
Скачок спроса, по данным OLX Авто, на мотоциклы, самокаты и скутеры отмечен с 23 по 29 мая, а больше всего интересовались предложениями в Киевской, Одесской и Львовской областях.
При этом на объявления о продаже электросамоката или гироскутера в мае откликнулись 127,6 тыс. раз (в 4,7 раз больше, чем на электроскутеры и в 46,5 раз — на электромотоциклы), лидер спроса – Киевская область, за ней Львовская и Одесская.
Ранее ассоциация «Укравтопром» в своем телеграмм-канале сообщила о том, что в мае на фоне топливного кризиса украинский автопарк электромобилей (легковых и коммерческих) вырос на 63% к маю-2021 – до 1016 авто (лучший показатель с начала года), при этом доля новых выросла до 28% против 11% в мае прошлого года.
Из зарегистрированных 984 ед. легковых электрокаров новые составили 287 ед. – на 67% больше, чем в мае прошлого года, а среди 32 ед. коммерческих новых не было.
Всего за январь-май в Украине впервые зарегистрировано 3090 электромобилей – на 2,5% больше, чем годом ранее (доля новых – 20%), а самым популярным остается Nissan Leaf (567 авто).
На втором месте TESLA Model 3 (263 ед.), третьим стал Volkswagen e-Golf (156 ед.).
Лидером на рынке коммерческих электромобилей остается RENAULT Kangoo Z.E. – 77 регистраций.