Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Barristers: «Укрзализныця» обязана предоставлять услуги каждому, кто к ней обращается

Покупка билета на поезд является не просто транзакцией — это заключение публичного договора, поэтому «Укрзализныця» (УЗ) обязана предоставлять услуги каждому, кто к ней обращается.

По словам старшего адвоката АО Barristers Кирилла Иорданова, ограничить право передвижения из-за невозможности покупки билет через «Дию» можно только законом, а не внутренними документами «УЗ».

«Покупка билета на поезд — это не просто транзакция. Это заключение публичного договора. Простым языком: это как прийти в магазин за хлебом. Магазин не может отказать вам в продаже, если у вас есть деньги. Так же и «Укрзализныця» как перевозчик, занимающий монопольное положение в стране, обязана предоставлять услуги каждому, кто к ней обращается. Это прямо прописано в ст. 633 Гражданского кодекса Украины», — сказал он агентству «Интерфакс-Украина».

Иорданов отметил, что, устанавливая «Дию» как единственный ключ доступа к услуге, перевозчик самовольно меняет условия ее предоставления, он не просто предлагает удобный цифровой сервис, а принуждает к его использованию, создавая искусственный барьер.

«Получается парадокс: ваш паспорт — главный документ, удостоверяющий личность, вдруг становится менее важным, чем наличие приложения на телефоне. Это не просто неудобство — это прямое нарушение принципа равенства. Конституция Украины гарантирует каждому право на свободу передвижения. Конечно, это право может быть ограничено, но только законом, а не внутренним решением акционерного общества (УЗ — ИФ-У), пусть даже и государственного», — сказал он.

Иорданов считает, что нововведение «Укрзализныци» по продаже билетов только через авторизацию в «Дие» на практике является ограничением свободы передвижения.

«Инициатива «Укрзализныци» больно бьет по так называемому «цифровому разрыву», ставя в неравное положение огромные группы людей. Все эти люди не являются спекулянтами. Это обычные пассажиры, которых государство в лице «Укрзализныци» фактически лишает доступа к базовой услуге» — считает юрист.

Иорданов тоже обратил внимание на риски уязвимости «безальтернативной системы, завязанной на сложном взаимодействии нескольких платформ (УЗ, «Дия», BankID, мобильные операторы)».

«Критическая зависимость от единой инфраструктуры создает огромные риски: в случае мощной DDOS-атаки на серверы «Дии» или технического сбоя в системе «Укрзализныци» продажа билетов на ключевые направления будет полностью парализована. Без альтернативы в виде касс тысячи людей в критический момент окажутся в ловушке, что делает систему потенциально опасной. К этой системной уязвимости добавляется и человеческий фактор, ведь «Дия» неразрывно связана со смартфоном. Если телефон утерян, сломан или просто разрядился, человек теряет единственный ключ доступа к услуге, превращая обычную жизненную неприятность в серьезную проблему», — констатировал он.

Кроме того, Иорданов отметил, что инициатива создает невидимые барьеры для внешнего мира, поскольку иностранные туристы или украинцы, постоянно проживающие за рубежом, не могут воспользоваться системой.

Вместе с тем он обратил внимание на «юридический вакуум ответственности» в случае, если пассажир понес финансовые убытки из-за сбоя в системе.

«Действующее законодательство не дает четкого ответа, оставляя потребителя наедине со своей проблемой, не имея реальных рычагов для возмещения убытков. Этот набор технических и операционных рисков демонстрирует, что поспешное внедрение безальтернативных цифровых решений может создать коллапс там, где раньше было просто неудобство», — сказал он.

При этом Иорданов подчеркнул, что судебные перспективы исков пассажиров, которые из-за нововведений не будут иметь возможности купить билет, очень высоки.

«Аргументы для суда железобетонные: нарушение прав потребителя, принуждение к заключению договора на дискриминационных условиях и нарушение конституционных прав. Суд, скорее всего, встанет на сторону человека и обяжет перевозчика устранить препятствия», — сказал он.
Кроме того, по мнению Иорданова, на действия УЗ может быть жесткая реакция АМКУ — от обязательных рекомендаций изменить правила до многомиллионного штрафа.

«Укрзализныця» — монополист. А злоупотребление монопольным положением — это прямая компетенция АМКУ. Создание условий, при которых одна группа потребителей (с «Дией») получает доступ к услуге, а другая (без «Дии») — нет, является классическим примером такого злоупотребления», — подчеркнул он.

«Внедряя любые инновации в социальной сфере, важно помнить о ключевом принципе — инклюзивность и наличие выбора. «Дия.Пидпыс» может стать отличным инструментом верификации, удобной и современной опцией для многих пассажиров. Однако сохранение возможности купить билет традиционным способом, например, в кассе по паспорту, позволит избежать создания барьеров для различных групп граждан», — подытожил юрист.

Как сообщалось, из-за дефицита билетов на поезда УЗ с 25 июля распространила в тестовом режиме верификацию через «Дия.Пидпыс», которая работает для международных рейсов и пяти популярных внутренних поездов. Однако этот шаг подвергся значительной критике со стороны части пассажиров. В ответ на нее компания отказались от верификации через «Дия.Пидпыс» при покупке билетов на два внутренних поезда — №105/106 Одесса — Киев и №91/92 Львов — Киев и тестово оставила ее для трех поездов: №29/30 Киев — Ужгород, №12 Львов — Одесса и №27/28 Киев — Чоп.

 

, ,

ГП «Медицинские закупки Украины» объявило тендер на ОСАГО

ГП «Медицинские закупки Украины» 4 августа объявило тендер на обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО), сообщается в системе электронных госзакупок Prozorro.

Ожидаемая стоимость приобретения услуг по условиям тендера составляет 78,653 тыс. грн. Документы принимаются до 12 августа.

 

, ,

Фонд прямых инвестиций из Средней Азии купил украинскую строительную компанию Watzenrode

Фонд прямых инвестиций из Средней Азии — Brickstone Private Equity Fund CEIC Ltd. (Казахстан) — приобрел украинскую строительную компанию Watzenrode.

«С 15 июля 2025 года я больше не являюсь акционером Watzenrode. Эта крупная компания, которую я основал в 2013 году, выросла и стала ключевым игроком на украинском рынке строительства, а теперь и реконструкции, демонстрируя стабильный рост даже в военное время. Новый владелец, фонд прямых инвестиций, связанный с крупнейшей строительной группой в Центральной Азии, имеет многомиллиардный доход», — сообщил основатель компании Ильяс Эртле в LinkedIn.

Согласно данным YouControl, Brickstone Private Equity Fund CEIC Ltd. (Казахстан) стала новым владельцем с долей 100%.

«Со сменой руководства Watzenrode фактически стала строительной компанией с самой мощной финансовой поддержкой в Украине. Это создает условия, которые направляют Watzenrode на успех и на то, чтобы стать центральным игроком в восстановлении Украины», — написал Эртле.

Команду и в дальнейшем будет возглавлять Александр Гура, Ильяс Эртле по предложению нового акционера остается в совете директоров.

Watzenrode предоставляет услуги в области проектирования, строительства и инжиниринга в роли подрядчика, генерального подрядчика и технического заказчика. В частности, компания была субподрядчиком строительства конфаймента Чернобыльской АЭС, реализовала совместно с НЕФКО проект реновации системы водоснабжения в Бородянке, выбрана генеральным подрядчиком расширения клиники UNBROKEN Ukraine в Брюховичах возле Львова в конце 2024 года и т.п. По данным YouControl, доход ООО «Watzenrode» за 2024 год составил почти 369,275 млн грн, что в 2,3 раза больше, чем в 2023 году. Чистая прибыль компании выросла в прошлом году на 29%, до 13,8 млн грн.

 

, , ,

В Японии между японскими и украинскими бизнесами подписано меморандумов и договоров на почти $1 млрд

В рамках форума в Японии между бизнесами подписано меморандумов и договоров почти на $1 млрд, заявил вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Тарас Качка.

«Мы подсчитали, что общее суммарное количество тех меморандумов, документов, которые подписаны между бизнесами достигает почти $1 млрд. Диалог с Японией — планомерный, системный и очень содержательный», — сказал Качка в эфире национального телемарафона во вторник.

Ранее в Офисе вице-премьера сообщили, что на полях форума Украина и Япония подписали 29 важных договоренностей, в частности соглашения по реализации совместных проектов в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, инфраструктуры и строительства, технологий и инноваций.

Как сообщалось, 3 августа делегация во главе с вице-премьер-министром Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Тарасом Качкой прибыла в Японию, чтобы принять участие в мероприятии, посвященном Национальному дню Украины на выставке Expo 2025 в Осаке, Япония.

 

, ,

Мироновский завод по производству круп и комбикормов 14 августа проведет годовое собрание акционеров

Публичное акционерное общество «Мироновский завод по производству круп и комбикормов» (ЧАО «МЗИКК») проведет годовое общее собрание акционеров 14 августа 2025 года в формате дистанционного электронного голосования.

Соответствующее сообщение опубликовано 29 июля 2025 года в системе SMIDA — официальной платформе Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Во время мероприятия акционерам будут предложены следующие основные вопросы:

• утверждение годового финансового отчета за 2024 год;

• распределение прибыли и принятие решения о выплате дивидендов;

• избрание и переизбрание членов наблюдательного совета;

• назначение аудиторской компании на 2025–2026 годы;

• возможные изменения в уставные документы и корпоративные процедуры.

Голосование будет проводиться с помощью электронных бюллетеней, акционеры могут зарегистрировать свои голоса онлайн до даты собрания. Руководство предприятия рекомендует одобрить отчетность и утвердить состав руководящих органов компании для обеспечения стабильного управления и дальнейшего развития.

ПрВТ «Мироновский завод по производству круп и комбикормов» основан в 1979 году и входит в агрохолдинговую группу Мироновский Хлебопродукт (МХП). Завод специализируется на производстве круп, комбикормов, растительного масла, премиксов и других добавок для птицефабрик — входит в состав комплексного промышленного комплекса с элеваторами и маслопрессом.

Мощности завода включают зерновой элеватор объемом хранения около 248 тыс. м³, комбикормовый завод производительностью до 90 тонн в час и масло-прессовый завод мощностью переработки до 1 050 тонн масличных культур в сутки.

Предприятие не раз занимало лидирующие позиции в Украине по объемам выпуска комбикормов.

 

, ,

ЧАО СК «Велес-Украина» 14 августа проведет годовое общее собрание акционеров

ЧАО СК «Велес-Украина» проведет годовое общее собрание акционеров в дистанционном формате 14 августа 2025 года. Информация о собрании была официально размещена 25 июля 2025 года на платформе SMIDA, официальном ресурсе Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Собрание состоится в форме заочного электронного голосования. Акционерам необходимо зарегистрировать свои голоса путем подачи электронных бюллетеней в установленный срок, в соответствии с процедурами, предусмотренными уставом ЧАО.

В повестку дня включены следующие ключевые вопросы:

— утверждение финансового отчета;

— решение о распределении прибыли и дивидендов;

— увеличить уставный капитал на 24 млн грн (прибыль + резервы).

Руководство компании рекомендует акционерам поддержать отчетность и подтвердить текущий состав органов управления для обеспечения стабильности корпоративного управления и стратегического развития.

ЧАО СК «Велес-Украина», код ЕГРПОУ 30217808, зарегистрировано 28 июля 2004 года, по адресу: г. Одесса, ул. Транспортная, 5/1, офис 214. Уставный капитал составляет 39 млн грн, основной вид деятельности — страхование (не жизни) по коду КВЭД 65.12. Должностное лицо, ответственное за порядок ознакомления акционеров с документами — Шерстнева О.С., председатель правления.

ЧАО СК «Велес-Украина» действует на рынке более 20 лет, имеет лицензии на страхование грузов, транспорта и от несчастных случаев. Компания предоставляет услуги как физическим лицам, так и корпоративным клиентам в различных регионах Украины, имея разветвленную региональную сеть.

, ,