В прошлом году убытки АО «Черниговоблэнерго» в результате аварий, вызванных падением деревьев и веток на линии электропередачи, составили 5,1 млн грн против 2,6 млн грн в 2023 году.
«Подсчитав убытки, причиненные обществу из-за ненадлежащего содержания деревьев и кустов в течение 2024 года, видим, что ситуация по этому вопросу не просто не улучшилась, а наоборот — стала намного хуже», — сообщила компания на своем сайте.
По информации общества, в прошлом году работники «Черниговоблэнерго» зафиксировали 968 перерывов в электроснабжении из-за падения деревьев или веток на линии электропередачи (в 2023 году — 618 перерывов). Кроме того, 240,7 тыс. потребителей некоторое время находились без электроснабжения (195,7 тыс.) и 8691 час у них не было света (6156 ч.).
Отмечается, что ответственными за сохранение зеленых насаждений и надлежащий уход за ними являются органы власти, организации, учреждения, предприятия и владельцы частных домовладений в зонах своей территориальной ответственности.
При этом «Черниговоблэнерго» подчеркнуло, что принимает активное участие в расчистке трасс охранных зон линий электропередачи. В частности, компания ежегодно разрабатывает свои графики расчистки, согласовывает с соответствующими органами и тщательно их придерживается.
«Также мы всегда готовы посодействовать безопасному проведению работ по приведению зеленых насаждений в надлежащее состояние соответствующими лицами, обесточив ЛЭП или их отдельные элементы при условии предварительного согласования даты выполнения таких работ», — указано в сообщении
Военная агрессия России против Украины имеет глубокое негативное влияние на мировую продовольственную безопасность. Украина до сих пор остается важным звеном в мировой продовольственной цепочке, и восстановление ее полноценного сельскохозяйственного производства и экспортных возможностей является критически важным для стабилизации мировых продовольственных рынков и предотвращения масштабного продовольственного кризиса, пишет SEEDS.
Об этом в блоге на сайте общественной платформы Мир.UA, пишет соучредитель логистической компании NIDERA AGRO, эксперт по агроэкспорту зерновых культур и логистики, отраслевой лидер ОО Мир.UA Денис Василенко.
«Из-за войны Украина потеряла значительную часть своих традиционных экспортных маршрутов. Блокирование черноморских портов, разрушение транспортной инфраструктуры и постоянные угрозы безопасности создали значительные барьеры для агроэкспорта. Перебои в поставках продовольствия из Украины привели к росту мировых цен на агропродукцию. Это особенно сильно ударило по бедным странам, которые критически зависят от ее импорта.
В то же время появились новые возможности для украинских фермеров, в частности отмена таможенных пошлин в ЕС, что облегчило выход на европейский рынок», — считает Денис Василенко.
Ключевые направления экспорта и новые возможности
Сельское хозяйство обеспечивает значительную часть ВВП страны и является ключевым фактором экономической устойчивости. Полномасштабное вторжение показало, насколько важно для Украины сохранять логистику, а особенно работу морских путей и портов для стабильных поставок продукции на мировые рынки.
«Основная цель нашей работы — интеграция украинского зерна на европейский рынок. Экспортный потенциал Украины на 2025 год очень зависим от многих факторов, главным из которых является прекращение войны и установление мира. В случае положительного сценария, Украина имеет значительный потенциал для восстановления и роста экспорта, используя возможности евроинтеграции, международной поддержки и внутренних реформ. При негативном сценарии наши экспортные возможности будут критически ограничены», — отмечает эксперт по агроэкспорту зерновых культур и логистики.
Нам удалось выбить российские компании с итальянского рынка
Однако ЕС остается для Украины до сих пор главным торговым партнером, подчеркнул Денис Василенко.
«В январе 2025 года объем экспорта в ЕС достиг $1,8 млрд. 57% экспорта нашего продовольствия пересекает границу ЕС, из них 52% остается в странах Евросоюза. Нам удалось выбить российские компании с итальянского рынка. Хотя все равно очень трудно конкурировать с ними по ценам. Теперь рынки Италии и Испании для нас открыты, но нужно там закрепиться. Не только продукцией, которую мы туда продаем. Нужно иметь хорошую репутацию и качественно работать на долгосрочную перспективу.
Относительно мировых рынков, то нужно также упорно работать и искать возможности. После того, как мы почти потеряли Китай, Египет и Турцию, африканские страны для нашей пшеницы имеют очень большое значение. Сейчас экспорт в эти страны увеличился с 3% до 13%. Это хорошая тенденция», — считает соучредитель логистической компании NIDERA AGRO.
По его словам, блокирование портов, разрушение инфраструктуры, нарушение транспортных путей, риски безопасности — все это создает чрезвычайные вызовы для аграриев.
«Война кардинально изменила логистические маршруты украинского агроэкспорта и привела к поиску альтернативных экспортных путей (по железной дороге, по реке, через западные границы). Для стабилизации экспорта важно иметь эффективную логистическую стратегию, которая включает оптимизацию маршрутов, координацию с европейскими партнерами и привлечение новых технологических решений в транспортировке зерна.
Одним из ключевых направлений работы ОО Світ.UA является адвокация украинских производителей перед европейскими правительствами и бизнес-сообществом.
Организация активно работает над тем, чтобы обеспечить стабильный доступ украинской агропродукции к рынкам ЕС и поддерживать конкурентоспособность наших фермеров. Кроме того, ОО Свит.UA помогает производителям адаптировать свои логистические процессы, ищет новые возможности для экспорта и участвует в создании эффективных решений для улучшения агрологистики», — добавляет Денис Василенко.
Украинский аграрный экспорт сталкивается с беспрецедентными вызовами, но одновременно получает новые возможности, считает эксперт по агроэкспорту зерновых культур и логистики.
«Закрепление на европейском рынке, освоение африканского направления, поиск новых логистических решений и эффективная стратегия продвижения продукции — вот ключевые направления, которые будут определять будущее украинского агроэкспорта.
Украина имеет все шансы не только сохранить, но и укрепить свои позиции как одного из ведущих игроков на мировом продовольственном рынке. И для этого необходимо не только эффективно решать логистические вопросы, но и развивать долгосрочные стратегические партнерства со странами-импортерами, несмотря на любые вызовы», — убежден Денис Василенко.
Котировки межбанковского валютного рынка Украины (грн за $1 США, период с 01.10.2024 по 31.10.2024)
Источник: Open4Business.com.ua и experts.news
Первичные регистрации в Украине электромобилей (новых и подержанных) в феврале 2025 года выросли на 14% по сравнению с февралем 2024 года — до 4,488 тыс. ед., сообщил «УкрАвтопром» в Телеграм-канале.
По сравнению с январем текущего года, когда было зарегистрировано 3,637 тыс. электроткачей, спрос на них вырос на 23%.
При этом, по данным ассоциации, основное количество зарегистрированных электромобилей в прошлом месяце составили легковые авто — 4,360 тыс. ед., из которых 632 ед. были новыми (на 31,7% меньше, чем в феврале-2024), а 3,728 тыс. — подержанными (на 26% больше).
Среди 128 коммерческих электромобилей новыми были 9 авто (в феврале-2024 из 43 ед. новыми были две машины).
Таким образом, доля новых авто в общей регистрации электромобилей в феврале сократилась до 14,3% против 24% в феврале-2024 и 18,8% в январе текущего.
Лидерскую пятерку новых электромобилей на рынке в феврале сформировали BYD Song Plus EV — 115 ед.; Zeekr 001 — 65 ед.; Zeekr 7X — 41 ед.; Volkswagen ID.4 — 56 ед., ZEEKR 001 — 46 ед. и Volkswagen ID.Unyx — 45 ед.
В первую пятерку впервые зарегистрированных подержанных электромобилей вошли Tesla Model Y — 430 ед.; Tesla Model 3 — 429 ед.; Nissan Leaf — 407 ед.; Hyundai Kona Electric — 245 ед. и KIA Niro EV — 231 ед.
Существенное снижение продаж новых электромобилей отмечает и информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting — по ее данным, в феврале было зафиксировано снижение на 37% (при общем падении рынка новых легковых авто на 20%), а их доля сократилась до 15,6% с 20% в феврале-2024.
Как сообщалось, по данным «УкрАвтопрома», в феврале 2024 года спрос на электромобили в Украине увеличился в 2,3 раза по сравнению с тем же месяцем 2023 года — до 3,924 тыс. ед., в частности, доля новых сохранилась на уровне 24%.
В прошлом году, по данным «УкрАвтопрома», регистрации электромобилей (новых и подержанных) выросли на 38% по сравнению с 2023 годом — до 51,7 тыс. ед., в том числе легковых на 37% — до 50,458 тыс., коммерческих на 64% — до 1,264 тыс., также зарегистрировано два электробуса. Доля новых составляла 20%.
Украина сохраняет рост производства стали в первые два месяца 2025 года, несмотря на потерю ключевой для отрасли шахты по добыче коксующегося угля в Покровске на востоке страны, показали в субботу данные украинского профсоюза производителей стали.
Украинская металлургическая компания «Метинвест» приостановила работу на единственной в Украине шахте по добыче коксующегося угля, ссылаясь на ухудшение ситуации с безопасностью по мере продвижения российских войск.
Производство стали выросло на 9,9% в январе-феврале 2025 года до 1,18 млн метрических тонн, показали данные.
Производство стали пострадало после вторжения российских войск 24 февраля 2022 года, что привело к разрушению ведущих металлургических предприятий.
Украина, ранее являвшаяся крупным производителем и экспортером стали, сообщила о падении производства на 70,7% в 2022 году до 6,3 млн тонн. В 2023 году он снизился до 6 миллионов тонн, но в 2024 году вырос до 7,58 миллиона.
Профсоюз сталелитейщиков заявил в октябре, что потенциальное закрытие Покровского рудника может привести к снижению производства стали до 2-3 миллионов тонн в 2025 году.
Производители заявили, что надеются найти коксующийся уголь — ингредиент для производства стали — в других регионах Украины, если шахта будет захвачена российскими войсками, однако потребуется импорт, что приведет к росту затрат.
KOKS, ПРОИЗВОДСТВО, СТАЛЬ, УГОЛЬ, ШАХТА
Киевский метрополитен вновь объявил тендер на приобретение 50 вагонов в рамках проекта «Модернизация городского транспорта г. Киева II», финансируемого за кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), сообщил метрополитен.
Согласно сообщению, тендер предусматривает приобретение 10 пятивагонных поездов со свободным проходом между вагонами («труба»), с учетом поставки запасных частей, расходных материалов, оборудования и инструментов для обслуживания и ремонта подвижного состава.
Закупка будет проводиться в формате открытых торгов с предварительной квалификацией. Конечный срок подачи предложений для первого этапа — май 2025 года.
Как сообщалось, первый аналогичный тендер в августе 2023 года выиграл Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), который предложил 10 поездов за EUR79,2 млн (с НДС), что на 37% дешевле, чем предложение второго участника — чешской Skoda.
КВСЗ предложил метропоезд с асинхронным тяговым приводом с тремя моторными и двумя прицепными немоторными вагонами, с тележками отечественного производства, длиной 97 м с общей пассажировместимостью 1650 человек.
Но в ноябре того же года «Киевский метрополитен» отменил свое решение о присуждении контракта КВСЗ, а вагоностроительный завод, в свою очередь, пытался обжаловать в Хозяйственном суде Киева это решение, но безрезультатно.
Решение суда, которым КВСЗ было отказано в иске, вступило в силу в ноябре 2024 года.
Как говорится в материалах суда, Киев обосновал решение об отмене присуждения контракта тем, что КВСЗ пытался заменить поставщика основного оборудования (в частности, систем управления, тяговой энергии и оборудования, тяговых редукторов, системы управления метропоездом), с испанской CAF (что было согласовано с ЕБРР) на польскую или японскую компании.
При этом КВСЗ указывал, что смена поставщика обусловлена тем, что CAF отказала заводу в поставке оборудования в связи с загруженностью производственных линий. Однако метрополитен отказал заводу в замене поставщика, потому что это противоречило условиям тендера.
Как сообщалось, в феврале 2021 года ЕБРР и КП «Киевский метрополитен» подписали кредитный договор в размере EUR50 млн на закупку 50 новых вагонов метро.
Метропоезда-«трубы» планируется закупить для Сырецко-Печерской линии метрополитена в направлении жилого массива Виноградарь, строительство которой возобновлено в 2024 году.
По сообщению Киевского метрополитена, сейчас его инвентарный парк насчитывает более 830 вагонов. В то же время в ближайшее время срок эксплуатации завершится около 100 вагонов.