Морские порты в 2022 году перевалили 59 млн тонн грузов, обеспечив 54% экспорта из страны, по сравнению с показателем 2021 года – 153,7 млн тонн – падение составило 2,6 раза, говорится в сообщении Администрации морских портов Украины (АМПУ) в Facebook.
Согласно ему, на экспорт было отгружено 47,8 млн тонн грузов, что почти в 2,5 раза меньше, чем в довоенном 2021 году, тогда как импортировано почти в 4 раза меньше – 6,2 млн тонн.
Уточняется, что грузооборот Одесского порта в сравнении с показателями 2021 года сократился с 22,56 млн тонн до 7,69 млн тонн, порта «Пивденный» — с 53,47 млн тонн до 15,28 млн тонн, «Черноморск» — с 25,63 млн тонн до 11,76 млн тонн.
Главным образом украинские порты переваливали зерновые грузы, которые обеспечили почти половину в общем объеме – 28,8 млн тонн, наливные грузы составили 4,8 млн тонн.
В АМПУ подчеркнули большое значение соглашения о «зерновой инициативе», которое позволило разблокировать работу портов «Большой Одессы», и если бы не действия России, которая блокирует работу «зернового коридора», то показатели работы в рамках соглашения могли бы быть выше, отмечается в сообщении.
Администрация уточнила, что с 1 августа в рамках «зерновой инициативы» на экспорт было отправлено 614 судов с 16 млн тонн агропродукции для 40 стран. Из Одесского порта – 188 судов с 4,2 млн тонн, из порта «Черноморск» — 261 судно с 6,4 млн тонн, из порта «Пивденный» — 165 судов с 5,5 млн тонн.
Треть судов — 281 с 7,2 млн тонн грузов следовала в Азию и чуть меньше – 246 судов с 6,8 млн тонн – в Европу, тогда как 87 судов с 2,1 млн тонн отправились в Африку.
В АМПУ отметили, что 2022 год планировался как год развития портовой инфраструктуры, но война кардинально изменила планы, и в условиях блокирования большинства украинских портов, администрация сфокусировалась на развитии транспортной логистики Дунайского региона.
В результате, объемы грузообработки в порту Рени возросли до 6,82 млн тонн с 1,37 млн тонн в 2021 году, порта Измаил – до 8,89 млн тонн с 4 млн тонн, Усть-Дунайска – до 785 тыс. тонн с 64 тыс. тонн, что стало лучшими результатами работы за все годы Независимости.
Добиться улучшения результатов удалось за счет развития государственно-частного партнерства и максимальной дерегуляции бизнеса, отмечается в сообщении, а также за счет донуглубительных работ, которые были проведены впервые за много лет около глубоководных причалов Измаил и Рени. Общий объем эксплуатационного донуглубления в порту Измаил составил — 710 тыс. куб м, порту Рени – 130 тыс. куб м при общем объеме 280 тыс. куб м который планируется выполнить до конца II квартала 2023 года. Донуглубительные работы выполнялись собственными силами АМПУ при участии филиала «Дноуглубительный флот».
АМПУ отметила, что несмотря на то, что дунайские порты привлекли все имеющиеся мощности для перевалки грузов, потенциал для развития в 2023 году есть. Он будет реализован путем модернизации портовой инфраструктуры, строительства новых терминалов, продолжения донуглубительных работ и привлечения инвестиций.