Кабинету министров Украины необходимо обратить внимание на сохраняющуюся высокую импортозависимость страны в сфере нефтепродуктообеспечения и, в частности, не допустить увеличения поставок из России.
По итогам 11 месяцев 2021 года импорт дизельного топлива составил 85% от баланса рынка, что фактически отвечает уровню предыдущего года (84%). В то же время в структуре поставок произошли позитивные изменения.
Доля российского импорта снизилась до 24% (1,779 млн т), тогда как в 2020 году был установлен исторический рекорд поставок из РФ – 2,614 млн т, что составило 35% рынка. Максимальная доля российского ДТ была достигнута в 2018 году – 40% (2,597 млн т).
Падение поставок из крупнейшего источника привело к увеличению импорта дизтоплива через морские порты с 775 тыс. т в 2020 году до 1,1 млн т за 11 мес. 2021 г.. Доля этого канала снабжения рынка выросла с 10% до 15% соответственно.
На максимальных оборотах за последние семь лет находится и украинская нефтепереработка.
«Главной причиной позитивных изменений в структуре поставок стала остановка прокачек дизтоплива по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс». Соответственно, это и есть необходимое, пускай и не полностью достаточное условие для сохранения и дальнейшего развития диверсификации источников поставок топлива в Украину», – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
По мнению эксперта, Кабмин как минимум должен продлить 4%-ую пошлину на трубопроводные поставки российского дизтоплива, действие которой заканчивается 31 декабря 2021 года.
«Отмена пошлины откроет путь массированным прокачкам в объеме 100-150 тыс. т дизтоплива в месяц, что в сумме с ж/д поставками увеличит долю России до 50% украинского рынка. Это неразумно и очень опасно, особенно в условиях новой политической эскалации», – считают в «А-95».
Для снижения импортозависимости в топливной сфере правительство должно стимулировать увеличение нефтепереработки путем защиты внутреннего производителя, а также с помощью стимулирующих тарифов на импорт сырья и экспорт нефтепродуктов.
Аналогичные меры в комплексе с обеспечением достаточных железнодорожных мощностей необходимы для дальнейшего наращивания «морского» импорта топлива.
«Потенциал украинских НПЗ и морских портов способен полностью покрыть потребности Украины в бензине и авиатопливе, а также может сократить импорт дизельного топлива из России и Беларуси более чем на 50%, до суммарных 30-35%. Одновременно государство получит резкий рост доходов от загрузки НПЗ, портов, железной дороги и нефтетранспортной системы», – заявили в Консалтинговой группе «А-95».