Украинский ячмень в сезоне-2023 будет на 60% экспортироваться автомобильными и железнодорожными путями через пункты пересечения границы с Румынией, сообщили в аналитическом кооперативе «Пуск», созданном в рамках Всеукраинской аграрной рады (ВАР).
Согласно сообщению, подобное решение объясняется ростом стоимости фрахта, а также угрозой атак России по инфраструктуре портов Дуная.
«Фермеры пытаются в большинстве своем самостоятельно экспортировать ячмень. (…) Трейдеры пока не слишком заинтересованы в торговле ячменем. Рост стоимости фрахта создает мощные ограничения. Спрос на украинский ячмень есть, однако зерно получается слишком дорогостоящим: для ликвидности в речных портах ценник должен составлять 110-$120/тонна на условиях СРТ, но аграрии не будут поставлять по столь низкой цене», – объяснили аналитики.
По их информации, участники рынка опасаются повторных атак России по инфраструктуре дунайских портов. Кроме того, аграриям выгоднее везти ячмень на границы, чем в Рени, в частности, на Чоп, где цена составляет $140/тонна. Даже фермеры центральных областей начали интересоваться автопоставками ячменя в Румынию – логистика получается дешевле, добавлили эксперты.
Они также отметили активность на рынке ячменя переработчиков. Их закупочные цены сейчас составляют 4500-5200 грн/тонна.
«На первой неделе сентября условные цены на ячмень могут вырасти до $195-202/тонна на базисе DAP Констанца, до $142-147/тонна – на базисе СРТ речные порты», — прогнозируют в ВАР.