АО «Укрзализныця» (УЗ) за период 1-21 сентября 2022 года экспортировало рекордные с начала российской агрессии 2,25 млн тонн зерновых грузов, что на 40,5% превышает показатели всего августа (1,6 млн тонн), сообщил заместитель директора департамента коммерческой работы УЗ Валерий Ткачев.
«Мы поставили очередной рекорд перевозки грузов на экспорт – 2,25 млн тонн, и это только за 21 день сентября. Я думаю, что до конца месяца мы сможет достигнуть показателя в 2,5 млн тонн, может быть, постараемся перевезти до 3 млн тонн», — заявил Ткачев во время онлайн-совещания с участниками отрасли в четверг.
По его словам, такого роста компания достигла благодаря наращиванию перевозок сельхозпродукции в три украинские морпорта, разблокированные в рамках Стамбульских зерновых договоренностей.
При этом он уточнил, что в порты для дальнейших отгрузок в третьи страны доставлено 1,516 тыс. тонн сельхозпродукции (за весь август почти вдвое меньше — 795 тыс. тонн), тогда как через наземные погранпереходы на западной границе перевезено 732 тыс. тонн зерна (в августе — 805 тыс. тонн, -9%).
По его данным, с начала сентября «Укрзализныця» суммарно загрузила в вагоны 1,89 млн тонн зерновых грузов (за весь август – 1,74 млн тонн), что составляет 27,5% общего погруженного объема за этот месяц в 6,32 млн тонн (в августе на экспорт было отгружено 9,28 млн тонн).
Представитель УЗ также уточнил, что за 1-21 сентября среднесуточная погрузка вагонов компании составила около 90 тыс. тонн (в августе — 56 тыс. тонн), достигнув рекордных с начала российской агрессии показателей. Так, 20 сентября в вагоны было погружено рекордные за полгода 122 тыс. тонн сельхозпродукции, 21 сентября – 101,4 тыс. тонн, 19 сентября – 112,8 тыс. тонн, 18 сентября – 83,2 тыс. тонн.
«Сейчас значительно выросла и погрузка по сети, в последние дни мы грузим более 100 тыс. тонн/сутки. То есть погрузка по сети растет, и это все благодаря открытию нашего зернового коридора», — подчеркнул замдиректора в ходе совещания.
За 21 день сентября «Укрзализныця» также экспортировала через наземные погранпереходы и порты 89,7 тыс. тонн подсолнечного масла, а также 132,7 тыс. тонн шротов всех видов.
Ткачев уточнил, что за указанный период средняя суточная обработка вагонов всех видов на погранпереходах просела на 6% – до 1,731 тыс. вагонов по сравнению с 1,848 тыс. вагонов в среднем за август, тогда как передача вагонов-зерновозов составила 536 вагонов/сутки, что на 14% больше средних показателей за август (469 вагонов-зерновозов в сутки).
По его данным, наиболее интенсивно движение вагонов происходит через погранпереход «Изов» — 157 вагонов/сутки, «Батево» – 80 вагонов/сутки, «Ягодин» – 48 вагонов/сутки, «Вадул-Сирет» – 47 вагонов/сутки.
Представитель УЗ уточнил, что к 21 сентября суммарная очередь вагонов всех номенклатур на границе уменьшилась по сравнению с 1 сентября на 24% (или на 6,64 тыс. вагонов) – до 18,96 тыс. ед. с 25,12 тыс. ед. При этом к 21 сентября в очереди находится 4,78 тыс. вагонов-зерновозов, тогда как 1 сентября эта цифра составляла 8,48 тыс. вагонов с зерном (-44%, или на 3,69 тыс. вагонов).
Ткачев отметил, что очередь при доставке зерновых грузов, если подходить по наличию вагонов и суточной сдаче, примерно на девять суток ожидания.
«При этом понятно, что у нас есть переходы, где ситуация более тяжелая, где надо простоять 20 дней, а есть места, где очередь отсутствует. В целом мы имеем очередь в 9 суток по наличию вагонного парка», — уточнил представитель УЗ.
Также он подчеркнул, что после переориентации в начале сентября основного потока зерновых грузов в направлении украинских морпортов у УЗ появилась возможность дополнительно принимать зерновые грузы для экспорта через наземные погранпереходы на западных границах Украины.