Наблюдательный совет АО «Укрзалізниця» (УЗ) согласовал индексацию тарифов на перевозку грузов, сообщила пресс-служба компании.
«Тарифы на железнодорожные грузовые перевозки не индексировались почти два года — с лета 2022-го, да и предыдущая индексация не вывела тарифы на экономически обоснованный уровень. За это время индекс цен производителей промышленной продукции уже составил 176,4%. В то же время железнодорожники предложили ограничить индексацию тарифов значительно более умеренной цифрой: всего 37%, или примерно 13% в годовом измерении, учитывая то, что с последней индексации прошло 2,5 года», — говорится в сообщении пресс-службы.
Отмечается, что предложения по повышению тарифов были утверждены правлением «УЗ» еще 5 декабря 2024 года.
Утвержденные изменения в дальнейшем будут направлены для рассмотрения Тарифного совета при Министерстве развития общин и территорий Украины, уточнили в «УЗ».
В компании напомнили, что в соответствии с постановлением Кабмина от 16 декабря 2009 года № 1392 «Об обеспечении прозрачности государственной тарифной политики по перевозке грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины» тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины должны индексироваться ежегодно.
«К сожалению, эту норму не выполняли регулярно и динамика индексации тарифов на железнодорожные грузовые перевозки существенно отстала от изменений цен на основные ресурсы, которые потребляет железная дорога», — сообщили в „УЗ“, напомнив, что тарифы на железнодорожные грузовые перевозки не индексировали почти два года — с лета 2022-го, да и предыдущая индексация не вывела тарифы на экономически обоснованный уровень. За это время индекс цен производителей промышленной продукции уже составил 176,4%.
С момента последнего пересмотра тарифов на грузовые перевозки, цены на электроэнергию выросли на 166%, дизель — на 110%, запчасти для тепловозов — на 217%, запчасти для электровозов — на 22%, подшипники — на 37%, колеса цельнокатаные — на 20%.
Отмечается, что это лишило компанию возможности выполнять ремонты инфраструктуры и подвижного состава в необходимом объеме, а также, индексировать заработные платы железнодорожников, из которых более 10 тыс. защищают Украину в рядах ВСУ, выполнять перед ними социальные обязательства.
«Индексация тарифов на грузовые перевозки является жизненно необходимой, чтобы украинская железная дорога могла устойчиво функционировать и придерживаться стандартов безопасности. Уровень индексации тарифов был рассчитан минимально достаточный для того, чтобы финансировались операционные расходы, проводились критически необходимые ремонты инфраструктуры», — цитирует пресс-служба „Укрзализныци“ председателя наблюдательного совета компании Хафера Гепарда.
Сообщается, что запланированная индексация позволит на минимально необходимом уровне финансировать ремонт подвижного состава и инфраструктуры. В противном случае возникнут существенные риски для непрерывности безопасной работы критической инфраструктуры государства.
Председатель правления «Укрзализныци» Александр Перцовский пообещал открыто представить и объяснить клиентам изменения в готовящихся грузовых тарифах.
«Предложения индексации мы открыто представим и объясним нашим клиентам — и крупнейшим, и меньшим грузоотправителям из всех секторов экономики, а также зафиксируем с ними, каких компенсаторов и операционных улучшений они ожидают от «Укрзализныци»», — процитировала пресс-служба главу правления „Укрзализныци“.
Он подчеркнул, что железнодорожники продолжают надежно доставлять грузы, несмотря на ежедневные обстрелы, восстанавливают путевую и энергетическую инфраструктуру в кратчайшие сроки, чтобы не подвести клиентов и всю украинскую экономику.
«В то же время мы существенно задолжали самим железнодорожникам — уровень оплаты их труда существенно ниже среднего по промышленности, а ряд социальных выплат остановлен. Индексация тарифов критически необходима, чтобы условия труда железнодорожников по крайней мере не ухудшались», — заявил Перцовский.
Ранее сообщалось, что тарифный совет при Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры (МіВідновлення) одобрил Проект решения об унификации тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом.
Как сообщалось, «Укрзализныця» и представители украинского бизнеса проводят совместную работу по унификации системы тарифообразования железнодорожных грузовых перевозок, предложенную «Укрзализныцей» с октября 2022 года.
Экс-глава правления «Укрзалізниці» Евгений Лященко в интервью заявил, что без унификации компания не сможет закончить год с прибылью. По его словам, на 2024 год она закладывает не повышение грузовых тарифов, а их гармонизацию. Это предполагает полное изменение модели их расчетов за счет упрощения системы тарифообразования, состоящей из пяти разных классов и более 20 коэффициентов. Среди предложений — единый тариф на перевозку порожних вагонов и разделение по классам в привязке к технологии перевозки.
По предварительным расчетам, гармонизация тарифов должна была бы принести компании дополнительные 3-4 млрд грн до конца года, в зависимости от того, когда это решение согласует правительство.