Министр сельского хозяйства Венгрии Иштван Надь не доволен работой европейских коридоров солидарности и считает, что расширение традиционного морского транспортного маршрута, по которому сейчас уходит только 12% украинской сельхозпродукции, поможет уменьшить давление на внутренние рынки ЕС.
«Нынешние маршруты солидарности не выполняют свою роль, так как продукты остаются в соседних с Украиной странах. Раньше у нас оставалось 40-50 тыс. тонн зерна, сейчас 2,5 млн тонн. Цель — расширить традиционный морской транспортный маршрут, по которому сейчас уходит только 12% украинской продукции. Это уменьшит нагрузку на наземный маршрут и уменьшит давление на внутренние рынки ЕС», — процитировало его выступление на пресс-конференции с польским коллегой Робертом Телушем в четверг в Варшаве Министерство сельского хозяйства Венгрии.
Надь сообщил, что просил у своего польского коллеги мандат на ведение переговоров с турецкой стороной об открытии новых морских путей экспорта зерна в дополнение к существующим трем черноморским портам.
Он назвал важным сохранение и расширение сотрудничества пяти стран-членов ЕС. «Мы настроены на дальнейшее сотрудничество (…) для нахождения общеевропейского решения этой проблемы, это важная гуманитарная цель и цель солидарности», — подчеркнул венгерский министр.
Надь высоко оценил совместные действия пяти стран-членов ЕС — Болгарии, Румынии и Словакии, а также Польши и Венгрии — в вопросе приостановки импорта украинского зерна. Благодаря совместному исполнению воли «сегодня мы можем защитить наши границы и фермеров в результате мер Европейского Союза, а не национальных мер», — отметил он и выразил сожаление действием ограничительных мер только до 15 сентября.
Министры Венгрии и Польши констатировали, что период ограничений до 15 сентября слишком короткий. «Например, сбор урожая кукурузы все еще будет продолжаться, поэтому определенно нужно добиваться продления (ограничительных мер — ИФ)», — сказал Надь.
Министр сельского хозяйства Польши Роберт Телуш назвал важной венгерскую инициативу по расширению Черноморского пути, которую, по его словам, поддержит Варшава. В то же время он подчеркнул необходимость развития наземных транспортных маршрутов.
Телуш высоко оценил заслуги венгерской стороны в создании коалиции пяти членов по зерновому вопросу. Он отметил, что без действий этой ассоциации Европейская комиссия «вообще не увидела бы проблемы».
Польский министр также подчеркнул важность сохранения этого союза. «Вместе мы можем бороться не только за вопросы, важные для наших стран, но и за будущее Европы», — заявил он.
По его словам, после окончания войны процесс интеграции Украины в Европейский Союз сможет продолжиться, а вместе с ним «снова встанет вопрос об украинских продуктах». «Если сегодня мы не заставим Европейскую Комиссию разработать реальные инструменты для решения этой проблемы, проблема будет иметь неприятные последствия», — сказал Телуш.
Он также сообщил, что договорился с венгерским коллегой организовать встречу с министром аграрной политики и продовольствия Украины Николаем Сольским, чтобы найти общие решения для решения проблемы импорта зерна.