Вторжение в Украину принесло значительные препятствия для восстановления мировой экономики, об этом свидетельствует опрос около 3 тыс. респондентов США, Китая, Великобритании, Франции, Италии и Германии проведенный Allianz Trade Global Survey до начала вторжения в Украину и после, сообщается на сайте Allianz Trade мирового лидера в области страхования торговых кредитов .
Так специалисты компании сообщили, что снижают прогноз роста мирового ВВП до +3,3% в 2022 г. и +2,8% в 2023 г. с 5,9% до вторжения в Украину в 2021г. При этом почти две трети пересмотра в сторону понижения вызваны потрясениями доверия и цепочки поставок, а оставшаяся часть — повышением цен на сырьевые товары. Глобальная инфляция также окажется более высокой и устойчивой (6% в 2022 г., пересмотрено в сторону повышения на +1,9 п.п.) из-за более высоких цен на энергоносители и более длительных, чем ожидалось, сбоев в цепочке поставок, что в равной степени будет способствовать ценовому давлению.
«Хотя нынешние переговоры между Украиной и Россией могут обеспечить путь к прекращению огня, нельзя исключать дальнейшей эскалации, что приведет к еще более жестким санкциям и контрсанкциям (в том числе по энергоснабжению). При таком неблагоприятном сценарии мировая инфляция взлетит до 7% в этом году, а рост снизится до +2,5%, прежде чем мировая экономика войдет в рецессию 2023 года (-0,3%)», — отмечает руководитель отдела глобальных экономических исследований Allianz Ана Боата.
Кроме того аналитики компании пришли к выводу, что после вторжения в Украину доля респондентов, ожидающих увеличения своего экспортного оборота, снизилась с 94% до 78%. При этом большинство экспортеров планировали расширить свой бизнес на новые рынки в 2022 году (79%), особенно китайские и американские фирмы (92% и 84% соответственно).
«Даже если Россия и Украина не являются ключевыми конечными рынками для европейских экспортеров, военная ситуация влияет на мировую торговлю через косвенные эффекты (цепочки поставок, сырье, энергия), что сказывается на экспортных возможностях компаний», — отмечает Франсуаза Хуан, старший экономист Global Global. Торговля и Азиатско-Тихоокеанский регион на Allianz Trade .
Кроме того цены на энергоносители всегда были серьезной проблемой для экспортеров, что подтверждают 72% опрошенных компаний об их ожиданиях на 2022 год. После вторжения в Украину высокие цены на энергоносители стали еще больше беспокоить европейских экспортеров. «Доля европейских корпораций, которые ожидают, что высокие цены на энергоносители станут серьезной проблемой, увеличилась с 37% до 56%, причем больше всего обеспокоены страны с наибольшей зависимостью от импорта газа: Италия (66% по сравнению с 46% до войны), Великобритании (62% по сравнению с 47% довоенными) и Германии (52% по сравнению с 34% довоенными).
Еще одним выводом исследование стало то, что более половины респондентов в Европе теперь ожидают увеличения риска неплатежей в ближайшие шесть-двенадцать месяцев.
Так в целом проблемы неплатежей оказали умеренное или значительное влияние на экспортную деятельность за последние 12 месяцев почти для 60% фирм, причем самые высокие доли во Франции (66%), Китае (65%) и США (58%). Более того, несмотря на сильный экономический подъем в 2021 году, накопление наличности многими корпорациями и устойчивое восстановление мировой торговли, 50% наших респондентов заявляют, что сроки платежей в 2021 году увеличились, особенно во Франции (62% фирм). При этом среди фирм, которые осуществили цифровизацию, которая, как ожидается, упростит транзакции, 58% респондентов по-прежнему сообщали о более длительных сроках оплаты.
Кроме того, риск неплатежа останется проблемой для экспортеров в 2022 году: до вторжения в Украину почти 1 экспортер из 3 ожидал условий оплаты и риск неплатежа возрастут. После вторжения более половины респондентов в Европе теперь ожидают увеличения риска неплатежей в ближайшие шесть-двенадцать месяцев. Точно так же более 40% европейских экспортеров теперь ожидают продления сроков оплаты после начала войны.
Анализ данных о том, как компании в 2022 году будут финансировать свои амбиции, показал, что до вторжения в Украину денежные потоки были основным источником финансирования более чем для половины экспортеров (53%), за ними следовали банковские кредиты (49%) и кредиты поставщиков (36%). Доля экспортеров, планирующих использовать наличные, была самой высокой в Великобритании (64%), за ней следуют США (57%) и Китай (54%).
После вторжения в Украину 44% европейских экспортеров заявили, что они будут искать больше инвестиций для международного развития, чем планировалось ранее, вероятно, с целью диверсификации рынков, а не отступления или сокращения экспортных амбиций после войны. Однако 15% корпораций не планируют инвестировать или сократят свои инвестиционные планы из-за войны.
Кроме того исследование показывает, что большинство фирм-экспортеров (54%) получили некоторую форму государственной поддержки за последние 12 месяцев, особенно в Китае (70%) и Италии (60%). Кроме того, две трети респондентов подтверждают, что эта поддержка отчасти помогла их бизнесу пережить кризис. Около четверти респондентов сообщают, что в результате они также смогли инвестировать в новые производственные мощности и диверсифицировать поставщиков, а около 20% заявили, что им удалось сократить время оплаты поставщикам.