Анализ показателей цементной отрасли Украины проведен информационно-аналитическим центром Experts Club при содействии Ассоциации производителей цемента Украины «Укрцемент».
За пять последних лет украинская цементная отрасль пережила пик производства в 2021 году, резкое падение в 2022-м, постепенное восстановление в 2023-м и выход на стадию стабилизации в 2024-м. Впрочем, текущий уровень все еще далек от довоенных показателей.
По данным профсоюза и отраслевых обзоров, выпуск составил около 11 млн т в 2021 году, снизился до 5,4 млн т в 2022-м, восстановился до 7,43 млн т в 2023-м и достиг 7,93 млн т в 2024-м. В 2025 году производители говорят о фактическом «потолке» — примерно 8 млн т при текущих рисках и логистике, вероятно, это максимальная цифра.
Динамика внутреннего потребления цемента демонстрирует схожую тенденцию «спада и нормализации». В 2021 году, до начала полномасштабного вторжения, объем потребления составлял около ~ 10,6 млн тонн. В 2022 году рынок цемента резко упал до примерно ~ 4,5 млн тонн, в 2023 году поднялся до ~ 6,2 млн тонн, а в 2024 году стабилизировался на уровне около ~ 6,3 млн тонн. Таким образом, страна приблизилась к стабильному уровню «военного» спроса, который почти вполовину меньше довоенного, в пределах 6–6,5 млн тонн.
Структура спроса изменилась: доля классического жилищного и коммерческого строительства уступила место инфраструктурным и оборонным проектам. Ключевые краткосрочные драйверы — фортификационные работы, укрытия, экстренные ремонты дорог и мостов, а также адресные жилищные программы типа «єОселя», которые поддерживали спрос в 2023–2024 годах, хотя и не вернули его до уровня 2021-го. На 2025 год рынок ожидает «ровного» спроса, чувствительного к объемам бюджетного и международного финансирования.
В условиях сокращения внутреннего спроса естественным шагом в поддержке загруженности производства стало постепенное переориентирование части объемов цемента на внешние рынки. В 2021 году экспорт цемента составил около 971 тыс. тонн (9% объемов производства), в 2024 году — около 1,7 млн тонн (21,3% объемов производства). Основными направлениями остаются соседние страны — Польша, Румыния, Венгрия и Молдова, что подтверждается как статистическими данными, так и отраслевыми оценками. В отрасли не раз подчеркивали: как только внутреннее потребление начнет расти, экспортная доля сократится в пользу украинских стройплощадок.
Импорт, наоборот, сократился. После примерно 1 млн т в докризисном 2020 году поставки в 2024-м уменьшились до ~40 тыс. т (включая нишевые позиции, например белый цемент). На это повлияли и антидемпинговые пошлины: против Турции — 33–51% (действующие пока до сентября 2026 года), а против РФ/Беларуси/Молдовы меры продлены до 2030-го. В нынешних условиях, когда производственные мощности и логистика адаптированы к «военному» уровню потребления, спрос полностью покрывается за счет внутренних ресурсов.
Рыночная структура в 2024–2025 годах высоко концентрирована. Ключевые производители — ЧАО «Ивано-Франковскцемент», группа CRH (после согласования АМКУ сделки по приобретению CRH активов Dyckerhoff/Buzzi — ЧАО «ВИПЦЕМ», АО «Подольский цемент», ЧАО «Николаевцемент», ООО «Цемент») и ЧАО «Кривой Рог Цемент». Сделка CRH, несмотря на дискуссии на рынке, юридические споры и внимание со стороны антимонопольных органов — что ожидаемо для транзакций такого масштаба — создает потенциал для интеграции в глобальные производственные и логистические цепочки, привлечения новых инвестиций, модернизации производства и повышения стандартов конкурентной среды. В контексте будущего масштабного восстановления страны соглашение открывает возможности для укрепления стабильности поставок, повышения качества продукции и развития конкурентной среды.
Кто сейчас «тянет» внутреннее потребление. В мирное время главным стабилизатором спроса были массовое жилищное строительство и инфраструктура. В 2023–2025 годах базовый спрос формируют дороги и инженерные сооружения (включая укрепления и укрытия), муниципальные и энергообъекты, точечные восстановительные проекты, а также частный сектор — ремонты и локальные строительства.
Дорожное строительство является важным фактором экономического и социального развития. Внедрение новейших технологий, использование качественных материалов и соблюдение экологических требований являются ключевыми аспектами успешного развития этой отрасли.
Развитие строительства и ремонта цементобетонных дорог на базе цементных смесей сегодня может играть ключевую роль в стимулировании стабильного потребления цемента в условиях войны и восстановления. Такое инфраструктурное направление позволяет поддерживать производственные мощности предприятий, рабочие места и экономическую активность, несмотря на значительное сокращение жилищного и коммерческого строительства. Благодаря своей долговечности и выносливости, цементобетонные покрытия являются оптимальным решением как для военной, так и для гражданской логистики. Реализация подобных проектов не только обеспечивает постоянство отраслевого спроса, но и развитие смежных секторов, создавая мультипликативный эффект для экономики даже в кризисных условиях. Этому вопросу посвящен специализированный семинар НИРИ и Ассоциации «Укрцемент», 15-16.10.2025, где будут обсуждаться преимущества и роль цементобетонных решений в восстановлении Украины (подробности на ukrcement.com.ua).
С точки зрения каналов продаж рынок остается преимущественно B2B: основную часть цемента покупают подрядные организации, дорожные и инфраструктурные компании, крупные застройщики, производители ЖБИ, бетонные узлы. B2C-канал (розничные сети стройматериалов, мелкие подрядчики) сохраняет заметную роль в ремонтах и малоэтажном строительстве, но в общем объеме уступает проектному сегменту. Побочные подтверждения «инфраструктурного» сдвига дают отраслевые обзоры строительств и сообщения о фортификационных работах в 2024–2025 годах.
География внешних продаж показывает устойчивый «коридор» и соседство с ЕС. По данным торговой статистики за 2023 год, на Румынию пришлась наибольшая стоимость поставок, далее — Польша и Венгрия; в 2024 году сохранилась — Румыния, Польша и Венгрия
Это отражает дефициты на приграничных рынках ЕС и конкурентоспособность украинской цены при близкой логистике.
Что ограничивает рост. Военные риски и энергетическая инфраструктура (в частности доступность электроэнергии), региональные логистические плечи, а также регуляторные и конкурентные вопросы. Для масштабного скачка потребления (условно 12–13 млн т) нужен устойчивый приток инвестиционных ресурсов под реконструкцию порядка $35 млрд в год — ассоциация оценивает такой сценарий как технически и операционно реалистичный. В уравнении важны предсказуемые правила конкуренции и мониторинг ценообразования, чтобы «реконструкционный» мультипликатор не поглощался расходами.
Вывод Experts Club. Отрасль нашла «военное равновесие»: производство около 8 млн т, внутреннее потребление ~6,3 млн т, экспорт — страховка на уровне 1,5–1,7 млн т. С масштабированием программ восстановления и укрепления энергетики логичен сдвиг с экспорта в пользу внутреннего рынка. Ключ к ускорению — стабильное финансирование инфраструктуры и жилья, доступная энергетика и поддержание добросовестной конкуренции между крупными игроками. В таком сценарии цемент остается одним из первых материалов, который быстро трансформирует бюджет в занятость и ВВП — через бетон, ЖБИ, дороги и фортификацию.
Источники: Global Cement (выпуск и потребление; пошлины на импорт), Интерфакс-Украина/Укрцемент (экспорт 2024; оценки потребности под реконструкцию), OEC (направления экспорта 2023), CEMBUREAU (импорт-экспорт и потребление, в частности ориентир по 2024), отраслевые и деловые СМИ относительно сделки CRH/Dyckerhoff и конкурентной ситуации.
Источник: https://expertsclub.eu/rynok-czementu-ukrayiny-doslidzhennya-experts-club/