На розничном рынке нефтепродуктов растет доля АЗС с признаками торговли фальсификатом или нарушениями кассовой дисциплины. Это вредит потребителям, автомобилям, окружающей среде, приводит к увеличению потерь государственного бюджета и искажению конкуренции. Об этом сообщили эксперты Консалтинговой группы «А-95» по результатам исследования розничного рынка в 2020-2021 году.
В Украине функционирует около 7 650 АЗС, которые в ходе исследования были распределены на пять ценовых сегментов.
«Такой конкуренции на топливном рынке нет больше ни в одной стране Европы. Об этом говорит не только разнообразие форматов АЗС и их высокая концентрация, но и диапазон цен, который достигает почти 25%. В Европе это максимум 5%, и такая украинская аномалия указывает на проблему, ведь закупочная стоимость горючего у всех почти одинаковая», – объясняет директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Эксперты исследовали структуру цен во всех сегментах рынка, учитывая закупочную стоимость топлива, налоги (акциз и НДС), эксплуатационные расходы и типовые дисконты.
В результате расчетов было определено, что в сетях высшего и среднего ценового сегментов наценка составила 2,5-3,0 грн/л (здесь и далее без НДС). В свою очередь 56% украинских АЗС, которые торговали в нижнем ценовом диапазоне, в течение второго полугодия 2020 года и I квартала 2021-го получали прибыль исключительно от продажи дизельного топлива в размере 0,5-0,6 грн/л, тогда как реализация сжиженного газа и бензина была убыточной.
«Перед нами встал вопрос: за счет чего продавцы дешевого топлива продолжают расширение своего бизнеса, арендуя и покупая новые АЗС, газонаполнительные станции, нефтебазы, спонсируя футбольные клубы и политические проекты? Ведь деятельность этих сетей убыточна или по крайней мере бесприбыльная. Поэтому мы обратили внимание на источники снабжения и качество топлива, а также провели доступные любому потребителю исследования кассовой дисциплины на этих АЗС и нашли объяснение этому феномену», – говорит Сергей Куюн.
Контрольные закупки топлива обнаружили ощутимые отклонения от нормативов по таким ключевым показателям, как содержание серы, бензола, ароматических углеводородов. В пробах бензина с «БРСМ» и SunOil был обнаружен моно-метил-анелин, или ММА – токсичное октаноповышающее вещество, запрещенное для использования в топливах не только в Украине, но и в Европе и США. Это является свидетельством кустарного происхождения топлива, которое намного дешевле легального за счет неуплаты акциза.
Эксперты также провели исследование кассовых чеков. Онлайн-сервис Государственной налоговой службы Украины по проверке подлинности чеков не идентифицировал чеки со станции Мotto. Чеки с АЗК «БРСМ-Нафта» не отражали проведенную операцию покупки за наличные.
«Мы получили доказательства продажи фальсификата и нарушения кассовой дисциплины, не выезжая за пределы Киева. Это говорит о масштабах проблем на топливном рынке, которые никто не решает и поэтому они будут только разрастаться. У легального бизнеса вскоре не останется выбора, работа без ухода в «тень» станет невозможной», – заявил Сергей Куюн.
Консалтинговая группа «А-95» прогнозирует, что из-за нелегального производства нефтепродуктов на мини-НПЗ и нефтебазах, а также из-за нарушений кассовой дисциплины на АЗС государственный бюджет Украины в 2021 году недополучит более 22 млрд грн акциза и НДС, или на 21% больше, чем в 2020 г.