Консалтинговая группа «А-95» провела исследование крупнейших 10 автозаправочных сетей Украины на предмет уплаты операционных налогов в 2020 году. Анализ был проведен на основе данных рейтинга ТОП-200 крупнейших налогоплательщиков на рынке нефтепродуктов, опубликованного изданием «Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах».
«Издание «Рейтинг» сделало беспрецедентное раскрытие информации. Мы доработали эти массивы с учетом данных о структуре бизнеса крупнейших сетей, количества АЗС и объемов их реализации. Так мы получили объективную картину налоговой эффективности на каждую АЗС и на литр реализованного топлива», — заявил директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Результаты исследования уровня налоговой нагрузки в десяти крупнейших автозаправочных сетях Украины*
Сеть Кол-во АЗС (на 31.12.2020 г.) Сумма налогов, тыс. грн Место в рейтинге по абсолютной уплате налогов Налогов на 1 АЗС, тыс. грн Место в рейтинге по уплате налогов на 1 АЗС Налогов на 1 л, грн/л Место в рейтинге по уплате налогов на 1 л Объем розничных продаж в 2020 г., млн л
* Сумма налоговых платежей включает в себя налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и военный сбор, налог на добавленную стоимость и налоги на имущество.
** Данные по уплате налогов содержат налоговые выплаты по половине станций сети, насчитывающей около 1000 АЗС, а также не содержат выплаты поставщика нефтепродуктов в лице ПАО «Укртатнафта»
Ключевым результатом исследования стал значительный диапазон налоговой нагрузки как по показателю налогов на одну АЗС, так и по налоговой нагрузке на 1 л реализованного топлива.
Так, по объемам налогов на одну станцию разница между лидером рейтинга сетью ОККО и сетью Sun Oil, замыкающей рейтинг, составила 33 раза.
По показателю объема налогов первая строчка рейтинга – за сетью Shell с результатом 1,79 грн/л, тогда как последняя – за сетью «Авантаж 7» – 0,08 грн/л. Таким образом, налоговая нагрузка отличается в 22 раза.
«С точки зрения бизнеса огромный диапазон в уплате налогов в одной торговой сфере не имеет логичного объяснения. Все компании имеют равную себестоимость закупок топлива, логистику, несут примерно равные затраты на эксплуатацию и персонал. Мизерные налоговые отчисления ряда фигурантов рейтинга контрастируют с их активным развитием, покупкой и строительством новых комплексов, нефтебаз, спонсорством футбольных клубов», – заявил Сергей Куюн.
По мнению экспертов, подобная ситуация заслуживает повышенного внимания налоговых органов, поскольку не только искажает конкуренцию на рынке, но и приводит к недополучению государственным бюджетом значительных сумм. По оценкам Консалтинговой группы «А-95», уплата налогов на уровне 1,25 грн/л могла бы дополнительно дать госбюджету 10,5 млрд грн в год.