Business news from Ukraine

1,4 млн долгов накопили украинцы с начала полномасштабной войны

Топ причин, по которым люди оказываются в Реестре должников

1,4 млн долгов накопили украинцы с начала полномасштабной войны по данным ЕРБ. Среди долгов в реестре сейчас больше всего взысканий в пользу государства, админправонарушений и штрафов за ПДД.

На 1,4 миллиона задолженностей вырос Единый реестр должников с начала полномасштабной войны. Для сравнения, только за 2021 год в Реестр добавилось 1,5 млн записей. Подавляющее большинство новых долгов — 1,2 млн или 80% — появились в прошлом году.

За что украинцы задолжали за время полномасштабной войны?

Больше всего выросло количество долгов по штрафам за административные правонарушения и за неуплату коммунальных услуг — на 38% и 30% соответственно. Для сравнения, количество долгов за коммуналку выросло в полтора раза за 2021 год.

В сфере взысканий в пользу государства количество задолженностей почти не изменилось: 1,95 млн долгов. В первый год большой войны их количество упало на 300 тысяч, но уже за 2023 год достигло прежнего уровня.


На четверть увеличилось задолженностей за штрафы за нарушение ПДД. Стоит отметить, что подавляющее большинство — а именно ⅔ этих долгов — добавились в реестр в 2022 году. А вот в категории «Взыскание средств» долгов уменьшилось на 27,5% — в противовес 2021 году, когда количество таких задолженностей выросло почти в полтора раза.

На 4,5% за два года стало больше должников по алиментам. Для сравнения, за 2021 год их количество выросло на 4,7%.

Стоит отметить, что с 24 февраля 2022 года в реестре появилась категория «Документ, не подпадающий под упомянутые категории». В нее могут входить долги из других разделов.

Всего сейчас 8,91 миллиона долгов зафиксировано в Едином реестре должников. С начала полномасштабной войны перечень увеличился на 1,4 млн новых долгов.
Контекст
С февраля 2024 года украинцам снова могут отключать коммунальные услуги, блокировать карты и начислять пеню за долги. Постановлением №1405 Правительство отменило мораторий на отключение коммунальных услуг за долги. Это решение не касается ВПО и лиц, проживающих на временно оккупированных территориях или в зоне боевых действий.

https://opendatabot.ua/analytics/debts-per-war

,

«Лемтранс» уменьшил объем грузоперевозок на 9,6%

Крупнейший в Украине частный оператор ж/д перевозок компания «Лемтранс» по итогам 2023 года уменьшила объем перевозок грузов разной номенклатуры на 9,6% по сравнению с 2022 годом – до 17 млн тонн.

Как сообщила пресс-служба компании в пятницу, основная часть перевезенных грузов – это уголь. На него приходилось около 79% в объеме перевозок (13,5 млн тонн).

Преимущественно компания перевозила уголь с шахт на электростанции, уточнили в компании. И если объемы его перевозки по сравнению с 2022 годом не изменились, то строительных материалов выросли на 30% — до 2,9 млн тонн. Больше всего сократился объем погрузки железорудного сырья – в 4,1 раза, до 0,4 млн тон. Других видов грузов было перевезено 0,2 млн тонн.

«Бизнес все еще зависит от потенциальной угрозы разрушения прифронтовой промышленности, логистических узких мест — портов и перегрузки на границах с ЕС. Но, несмотря на войну, мы не останавливаемся и делаем ставку на развитие Украины. Важным направлением за прошедший год можно назвать нашу инвестиционную деятельность. Мы инвестируем в новые инфраструктурные проекты — это терминальный и контейнерный бизнес», — процитировала пресс-служба гендиректора компании «Лемтранс» Владимира Мезенцева.

Группа «Лемтранс» в 2023 году инвестировала в инфраструктурные и логистические проекты более 160 млн грн, преимущественно в развитие контейнерного направления. Продолжалось развитие контейнерного терминала «Мостиська» (Львовская обл.).

Кроме того, было принято решение начать проектные работы по двум новым контейнерным терминалам в Украине.

В 2023 году «Лемтранс» реализовывал инвестиционную программу, направленную на дальнейшее повышение эффективности и увеличение производительности вагоноремонтных мощностей.

Объем плановых и текущих видов ремонта грузовых вагонов на вагоноремонтной площадке «Лемтранса» за 2023 год составил 5,2 тыс. единиц.

Группа «Лемтранс» в 2023 году перечислила в бюджеты всех уровней около 929 млн грн. В частности, в государственный бюджет было перечислено 840 млн грн. Местные бюджеты были пополнены на сумму более 88 млн грн, единый социальный взнос составил ориентировочно 64 млн грн.

На поддержку ВСУ, ТРО, гуманитарную помощь населению и другие благотворительные проекты в минувшем году компания направила более 41 млн грн.

Ранее сообщалось, что контейнерный терминал «Мостиська», начавший работу в середине 2022 году, обработал более 72,4 тыс. TEU грузов в контейнерах за 2023 год, сообщила пресс-служба логистической компании «Лемтранс». Общий объем грузов обработанных контейнерным терминалом в 2023 году составил 286 тыс. тонн. Около половины, 122 тыс. тонн, это зерновые грузы, 62 тыс. тонн – наливные, 35 тыс. тонн – генеральные, 37 тыс. тонн – балк-грузы. Кроме того, терминал в 2023 году принимал электромобили – было выгружено 36 контейнеров со 108 автомобилями.

,

Спрос на автокредитование может увеличится на 15-20% — Глобус Банк

Объем кредитов на приобретение автомобилей в течение этого года может вырасти минимум на 15-20%, считает руководитель направления автокредитования Глобус Банка (Киев) Сергей Кипоренко.

«С определенной осторожностью можно рассчитывать на то, что в 2024 году условия приобретения автомобилей станут еще более лояльными для заемщика, соответственно может вырасти количество приобретенных авто в кредит», — приведены его слова в пресс-релизе банка.

Кипоренко подчеркнул, что дальнейший рост объемов автокредитования во многом будет зависеть от экономической ситуации, что прежде всего отразится на возможностях банков привлекать финансы для развития кредитных продуктов.

По его словам, снижение учетной ставки в течение прошлого года с 25% до 15% годовых положительно повлияло на банковский кредитный рынок, в связи с чем условия предоставления автокредитов были существенно смягчены, ставки по автокредитам в зависимости от срока погашения, первого взноса и общей стоимости автомобиля снизились в среднем на 2-3 процентных пункта — до 10% годовых.

«Именно поэтому со второй половины 2023 года, а особенно в четвертом квартале, количество приобретенных автомобилей в кредит по сравнению с началом года выросло почти на 30%», — отметил Кипоренко.

Согласно информации банка, на рынке значительно усилилась роль сотрудничества коммерческих банков и автодилеров, которые внедрили ряд гибких программ, позволяющих гражданину получить кредит в зависимости от его состояния: на более длительный срок — до семи лет для новых авто и 10-12 лет для подержанных при минимальном первом взносе от 10% стоимости автомобиля.

Отмечается, что при этом важным изменением для покупателей-заемщиков стали выгодные условия по программам trade-in.

Кипоренко, ссылаясь на данные портала AUTO-Consulting, указал, что по итогам 2023 года количество приобретенных автомобилей, в том числе в кредит, превысило 65 тыс., что в свою очередь на 62% выше показателей 2022 года.

Он сообщил, что общая структура спроса в течение прошлого года не претерпела особых изменений.

«Так, около 25% всех автокредитов было выдано на электрокары и гибридные авто стоимостью $30-45 тыс., более 20% автокредитов приходится на премиум авто по цене от $80 тыс., около 15% кредитов было выдано на приобретение автомобилей по цене $18-20 тыс.», — приведена статистика кредитования в релизе.

«В 2024 году соотношение количества приобретенных в кредит новых автомобилей может несколько измениться: благодаря выходу на рынок новых игроков, увеличению количества кредитных предложений с более лояльными и гибкими кредитными условиями, которые позволяют большему количеству граждан стать владельцами новых авто, доля автомобилей по цене $18-20 тыс. может вырасти до 20-25%», — прогнозирует эксперт.

Эксперт также ожидает увеличения спроса на электрокары благодаря большому количеству дилеров-продавцов. Он уточнил, что сейчас в Украине выбор таких авто достаточно широк, при этом в подавляющем большинстве он состоит из новых автомобилей, импортированных из Китая.

Банкир считает, что в 2024 году наиболее востребованными будут автобренды, которые предоставляют вариативность и гибкость клиенту в условиях приобретения авто, включая совместные программы банков и автодилеров. Важную роль, по его мнению, играет также широкий модельный ряд под различные финансовые возможности, наличие разветвленной сети сертифицированного автосервиса, качественные характеристики автомобиля, которые сопоставимы с его ценой, а также возможность продажи автомобиля через 3-5 лет с сохранением до 40-50% его первоначальной стоимости.

,

Спрос на электромобили в Украине вырос в 2,8 раза

Регистрации в Украине электромобилей (новых и подержанных) в январе возросли в 2,8 раза по сравнению с тем же месяцем 2023 года – более чем до 3,5 тыс. ед., в том числе доля новых выросла до 24% с 23%, сообщил «Укравтопром» в Телеграмм-канале.

Основную массу зарегистрированных за месяц электромобилей составили легковые авто – 3,49 тыс. ед. (новых – 840 ед., б/у – 2,65 тыс. ед.), а из 54 коммерческих новыми были только четыре авто.

Лидерскую пятерку новых электромобилей на рынке в январе сформировали: Volkswagen iD.4 — 286 ед.; BYD Song Plus- 83 ед.; Honda eNS1 — 80 ед.; Toyota bZ4X — 56 ед.; Nissan Ariya — 50 ед.

В ТОП-5 января впервые зарегистрированных в Украине подержанных электромобилей вошли Nissan Leaf — 355 ед.; Tesla Model 3 — 309 ед.; Tesla Model Y — 242 ед.; Volkswagen e-Golf — 178 ед. и Volkswagen iD.4 — 169 ед.

Как сообщалось, в январе прошлого года украинцы приобрели около 1,3 тыс. электромобилей — вдвое больше, чем в январе-2022, доля новых выросла до 23% с 20%.

Всего в прошлом году, по данным «Укравтопрома», регистрации электрокаров в Украине выросли в 2,8 раза – до 37,6 тыс., на долю новых пришлось 20% против 17% годом ранее.

,

НСЗУ в рамках ПМГ выплатила за медуслуги 133,8 млрд грн

Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) в 2023 голу выплатила в рамках программы медицинских гарантий 133,8 млрд грн, медпомощь получили 16 млн украинцев.

Как сообщает НСЗУ в своем пресс-релизе, в частности, в 2023 году на оплату специализированной медпомощи было направлено 99 млрд грн, на оплату медуслуг первички – 23 млрд грн, на оказание неотложной медпомощи – 11 млрд грн.

НСЗУ напоминает, что в 2024 году финансирование ПМГ будет увеличено на 12% — до 159 млрд грн.

ПМГ-2024 года включает в себя 44 пакета услуг, в частности в нее войдут три новых пакета: «Лечение бесплодия при помощи вспомогательных репродуктивных технологий», «Лечение взрослых и детей методом трансплантации органов» и «Лечение взрослых и детей методом трансплантации гемопоэтических стволовых клеток».

При этом в НСЗУ уточнили, что по пакету лечения бесплодия Нацслужба заплатит 60,324 тыс. грн за один полный цикл.

, ,

СК «КД Жизнь» увеличила уставный капитал на 48%

Страховая компания «КД Жизнь» (KD Life, Киев) увеличила уставный капитал на 48% — до 53,302 млн грн, сообщается на сайте страховщика.

Отмечается, что дополнительная эмиссия акций зарегистрирована решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 19 января 2024 года.

«Компания продолжает начатые еще в 2023 году процессы внедрения новых стандартов и процедур в соответствии с требованиями нового законодательства, активно адаптирует свои внутренние процессы и политики, направляя все усилия на соответствие новым нормативам», отмечается в сообщении.

Компания KD Life – украинская компания, основанная в 2007 году холдингом KD Group.

Холдинг KD Group – лидер финансового рынка Восточной Европы, богатый опыт которого насчитывает почти 130 лет успешной работы в сфере страхования жизни и рисков, управления финансами и инвестиционными фондами.

В настоящее время услуги компании предлагают более 3тыс. консультантов по всей территории Украины.

, ,