Business news from Ukraine

«Нафтогаз Украины» завершил I кв.-2023 с чистой прибылью 7,7 млрд грн

НАК «Нафтогаз Украины», являющаяся материнской компанией группы «Нафтогаз», в первом квартале 2023 года получила чистую прибыль в размере 7,7 млрд грн против 24,6 млрд грн чистого убытка за аналогичный период прошлого года, сообщается в пресс-релизе компании во вторник.

«Такой результат стал возможным благодаря существенному улучшению финансовых показателей деятельности ключевых предприятий группы по сравнению с первым кварталом 2022 года», – отметил глава группы «Нафтогаз» Алексей Чернышев, слова которого приведены в сообщении.

В то же время, консолидированный убыток по итогам января-марта 2023 года составил 1,395 млрд грн против 57,579 млрд грн за аналогичный период прошлого года. Консолидированный доход от реализации снизился на 23,1% (на 20,626 млрд грн) – до 68,54 млрд грн. Валовой консолидированный убыток составил 12,097 млрд грн против 34,156 млрд грн в первом квартале 2022-го.

Согласно данным, отраженным в консолидированной финансовой отчетности группы «Нафтогаз» за январь-март 2023 года, консолидированная операционная прибыль группы в указанный период составила 3,42 млрд грн, при этом в первом квартале прошлого года группа получила консолидированный операционный убыток в сумме 57,032 млрд грн.

«Получение операционной прибыли – важный показатель постоянства бизнеса. Это значительное достижение, учитывая войну и те стартовые позиции, с которых мы начинали работу», — подчеркнул Чернышев.

Как пояснили в «Нафтогазе», отчетность также свидетельствует, что основные отчетные сегменты группы показали чистую операционную прибыль по результатам первого квартала 2023 года.

«Предприятия группы, обеспечивающие выполнение специальных обязательств (ПСО, положение о специальных обязательствах – ИФ), снабжая природным газом социально чувствительные категории потребителей, также существенно улучшили уровень сбора денежных средств за поставленный газ», — указано в пресс-релизе.

Это позволило предприятиям значительно улучшить операционный финансовый результат: убытки в указанный отчетный период составили лишь 6,3 млрд грн по сравнению с 33 млрд грн убытков в первом квартале 2022 года, отмечается в сообщении.

«Следует также добавить, что в течение января-марта-2023 в сводный бюджет Украины предприятиями группы «Нафтогаз» было уплачено налогов на сумму 26 млрд грн, что составляет более 7% всех налоговых поступлений государства за соответствующий период», — дополнили в компании.

При этом в апреле 2023 года группа успешно завершила отопительный сезон 2022/2023 годов в условиях действия ПСО, не получив никакого дополнительного финансирования от государства.

«Более того, даже без дополнительной поддержки группа не только удерживает, но увеличивает добычу украинского газа в условиях войны», — отметили в «Нафтогазе».

,

Глава Еврокомиссии не исключила скорого вступления Украины в ЕС

Прогресс Украины в реализации реформ, необходимых для вступления в ЕС, впечатляет, заявила председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

«Скорость, с которой Украина стремится к членству в ЕС (…), прекрасная, впечатляющая. Это основанный на достижениях процесс, и мы видим, с каким энтузиазмом и интенсивностью Украина проводит реформы и стремительно движется к членству в ЕС», — заявила глава ЕК журналистам в Вильнюсе.

«Я твердо уверена, что если они будут продолжать в том же духе, то вскоре добьются успеха», — добавила она.

Фон дер Ляйен в рамках Вильнюсского саммита НАТО примет участие во встрече с лидерами и партнерами Североатлантического союза.

В I полугодии Украина существенно нарастила импорт овощей

Украина в январе-июне 2023 года импортировала овощей «борщевого набора», в частности картофеля, моркови, свеклы, капусты и лука, на сумму в $100,253 млн.

Согласно статистике, обнародованной Государственной таможенной службой (ГТС) в понедельник, Украина импортировала за шесть месяцев 2023 года 12,476 тыс. тонн картофеля на сумму $8,641 млн.

При этом 27,29% доли рынка импортного картофеля в первом полугодии текущего года принадлежало Греции, которая смогла заработать от его реализации $2,23 млн. Поставки картофеля из Румынии составили 12,66% на сумму $1,034 млн, из Азербайджана — 9,67% и $970 тыс. соответственно.

Украине пришлось импортировать в течение наиболее дефицитного в плане овощей первого полугодия 2023 года весь «борщевой набор». В частности, закупки лука на внешних рынках достигли 0,16% всего импорта страны, капусты – 0,09%, моркови и свеклы – 0,06%. Суммарно на приобретение этих базовых в рационе украинцев овощей (без учета картофеля) операторы рынка потратили $93,882 млн.

В тройке ведущих поставщиков овощей «борщевого набора» группы лидировали импортеры Польши и Нидерландов. На их долю в импорте Украиной лука пришлось 43,5% и 31,6% поставок, что в денежном эквиваленте составило $12,393 млн и $8,949 млн соответственно. Замыкал лидирующую троку поставщиков лука Китай с 8,3% поставок на сумму $2,346 млн.

Лидером по поставкам капусты в Украину стала Польша, чья доля в поставках составила 32% и принесла соседнему государству $9,147 млн. На втором месте Македония с 31,6%, за которые она выручила $9,034 млн, на третьем — Нидерланды с 10,8% и $3,093 млн соответственно.

Польша в первом полугодии 2023 года также оказалась одним из ведущих поставщиков корнеплодов — моркови, свеклы и сельдерея. Доля импорта по этим овощам на внутреннем рынке достигла 46,9%, что в денежном эквиваленте составило $11,072 млн. Лучшими в поставках этих овощей стали Нидерланды и Турция, поставки которых занимали 37,7% и 2,9% доли импорта, что в денежном выражении составило $8,899 млн и $683 тыс. соответственно.

Самыми востребованными овощами в зимне-весеннее время в Украине являются помидоры и огурцы. Импорт помидоров в первом полугодии 2023 года составил 0,29% всего импорта в страну, огурцов – 0,07%, что составило 73,05 тыс. тонн и 28,182 тыс. тонн соответственно.

Лидером по поставкам этих овощей в Украину стала Турция, на долю которой пришлось в течение января-июня 2023 года 77,4% всего импорта помидоров и 46,8% огурцов, что в денежном эквиваленте составило $45,5 млн и $12,87 млн соответственно.

В тройку поставщиков помидоров в Украину вошли Польша, на долю которой пришлось 20,37% поставок на сумму $12,989 млн, и Нидерланды с 2,99% поставок на $1,9 млн.

Огурцы кроме Турции Украина в первом полугодии 2023 года покупала у Румынии, которая выполнила 35,33% поставок на сумму $9,714 млн, и Польши – 11,3% на $3,106 млн соответственно.

Несмотря на дефицит овощей в стране, украинские сельхозпроизводители сумели отправить небольшие их партии на экспорт.

Украинский картофель запрещено поставлять на европейский рынок из-за неадаптированного к европейским требованиям законодательства. Украина не потеряла свои традиционные рынки сбыта и смогла заработать $11,251 млн на экспорте 19,854 тыс. тонн картофеля, из которых 50,7% отправились в Болгарию, 39,7% в Азербайджан, 9,05% в Молдову.

Экспорт капусты из Украины составил 871 тонна, из которых 98% отправлено в Болгарию. Поставки лука, моркови и свеклы на внешние рынки практически в первом полугодии 2023 года практически не выполнялись.

Реализация 781 тонн огурцов на внешних рынках принесла Украине $1,905 млн. Традиционным покупателем тепличных огурцов являются Польша, куда в первом полугодии 2023 года было совершено 96% всех экспортных поставок этого овоща, и страны Балтии, в частности, в Литву отправилось 3% экспортируемых Украиной огурцов.

Украинские аграрии заработали $463 тыс. на экспорте 120 тонн тепличных помидоров, 86,5% которых купила Польша, 12,4% — Эстония.

,

ЕС планирует построить ж/д колеи европейской ширины до Львова и Кишинева

Изучение перспектив железнодорожного сообщения ЕС с Украиной и Молдовой дает основу для запуска проекта использования колеи европейской ширины на ключевых линиях, сообщила Европейская комиссия (ЕК).

Соответствующее исследование опубликовано во вторник Еврокомиссией и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ).

«Строительство первой европейской железнодорожной колеи в Украине и Молдове, что позволит соединить их железные дороги с Польшей и Румынией, приблизит эти страны к единому рынку ЕС. Благодаря этому исследованию мы закладываем основу для долгосрочных решений, поддерживая Украину в ее торговле и восстановлении», — заявила член ЕК по транспорту Адина Вэлян.

Соответствие железнодорожных линий Украины и Молдовы европейскому стандарту ширины колеи, по ее словам, также улучшит условия для поездок граждан этих стран в Европу.

Проведенное исследование предполагает, что европейская ширина колеи на линиях во Львов и Кишинев должна быть внедрена «в качестве первого шага к улучшению сообщения между Польшей и Украиной, а также между Румынией и Молдовой».

В исследовании, кроме того, оценивается, как новые линии европейского стандарта ширины станут взаимодействовать с остальной сетью железных дорог этих стран, где по-прежнему будет использоваться широкая колея, отмечается в коммюнике ЕК.

, , ,

«Дельта-Лоцман» объявил тендер на страхование

Филиал «Дельта-Лоцман» государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» 11 июля объявил тендер на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)

По данным системы электронных госзакупок Prozorro, ожидаемая стоимость составляет 84,330 тыс. грн.

Документы на участие в тендере принимаются до 21июля.

ГП «Дельта-Лоцман» создано по приказу Министерства транспорта Украины в 1998 году с целью усовершенствования условий обеспечения безопасности мореходства, охраны жизни человека на море и окружающей среды, в территориальном море Украины в соответствии с требованиями международных соглашений и конвенций, упорядочения структуры морских лоцманских служб в северо-западной части Черного моря.

, ,

Александр Насиковский — Что нужно сделать, чтобы рынок недвижимости в Украине заработал

Недавно в соцсетях наткнулся на оживленное обсуждение одного вопроса, дословно оно звучало так: «В стране война, рынок недвижимости работает даже не на половину мощностей, а цены растут. Кто его будет покупать?». У меня есть ответ: растут и будут расти, ведь законы рынка никто не отменял. Другой вопрос, что делать с ограниченным платежеспособным спросом. По моему мнению, ответы надо искать внутри рынка, а не снаружи, надеясь исключительно на репарации когда-то или поддержку государства. Давайте обо всем по порядку.

Почему цены растут

Ключевым фактором, влияющим на цену квадрата, был и остается рост себестоимости строительства и сопутствующих расходов под влиянием, в первую очередь, инфляционных процессов. Просто напомню, что в годовом измерении мы имели почти 27% инфляции. Тянет ценник договора и удлинение, а иногда и кардинальное изменение логистических цепочек из-за потери мощностей производителей определенных стройматериалов в южных и восточных областях и релокацию многих бизнесов. Отдельно следует упомянуть стоимость рабочей силы, которая выросла в среднем на 37%, не стоит забывать и о расходах на горюче-смазочные материалы, технику и товары и услуги 40 сопутствующих отраслей, которые задействованы в жилищном строительстве. Гиперинфляция и курсовые колебания ударили по рынку.

Для понимания: за прошлый год средневзвешенный показатель себестоимости строительства в жилье вырос минимум на 45%. По отдельным категориям стройматериалов мы видели рост на уровне 30-70%. Рекордсмены бетон, стекло, шпаклевка, дерево, железо. Поэтому это непосредственно отражается на цене квадрата.

Что делать с реальным спросом

В то же время сдерживающим рычагом к росту цен является ограниченный платежеспособный спрос на рынке, а в отдельные патовые периоды даже практически нулевые продажи. В некоторые месяцы, если компания продавала 5-10 квартир в месяц, — это уже был успех и показатель того, что люди доверяют бренду и верят в продукт.

Все это время нужно было продолжать строить, чтобы люди имели время адаптироваться, убедиться в непоколебимости действий, в том, что строят и достроят, чтобы это было не в словах, а в действиях. Ничего не говорит лучше твоего продукта, его формата и ликвидности, а также реальной строительной динамики на площадке.

Кстати, с конца зимы ситуация с реальным спросом стала улучшаться. А за весенние месяцы команде удалось вернуть более трети довоенных показателей, несмотря на сложность ситуации.

Почему нам удалось? Считаю, что здесь сработала сумма факторов, которые можно при желании масштабировать и дальше:

1. Мы возобновили строительство еще в июне 2022 года и, несмотря на все сложности первого года полномасштабной войны, упорно делали свое и сдали 19 тыс. кв.м в эксплуатацию.

2. Инвесторы видели, что компания работает и понемногу начали платить по договорам рассрочек. Как результат, если в начале полномасштабного вторжения по договорам рассрочки только 10% платили исправно, то теперь эта цифра достигает 50%.

Ровно половина тех, кто купил у нас недвижимость, не ждет завершения войны и уже выполняет свои обязательства. Потому что видит, что каждая гривна из его кармана идет реально на строительство, причем его же дома, а не просто в новый котлован. Сейчас работаем над тем, чтобы до конца года процент тех, кто платит по договорам рассрочки, был на уровне 80-90%.

3. Мы разработали финансовые инструменты поддержки и стимулирования спроса.

Например, в октябре-декабре мы предлагали специальные условия для уплаты задолженности и погашения рассрочки досрочно. Предлагали выгодный курс: например, 33-34 грн/$, реструктуризацию долга, чтобы начать оплаты. Запустили программу гарантированной доходности под 10% годовых в долларах, программу по принципу trade in.

Конечно, об объемах сделок, которые были до войны, пока рано мечтать. Восстановление и потенциал рынка будет напрямую зависеть от контрнаступления ВСУ, а точнее — от его результатов и сроков. Уже сейчас видно, что психологически покупатель и инвестор понемногу готов возвращаться на рынок, если есть полное совпадение в его ожиданиях в оси цена-ценность-сроки строительства- реальная динамика.

Автор: Александр Насиковский, управляющий партнер группы компаний DIM.