Business news from Ukraine

Украинские атомные станции получат возможность полностью перейти на топливо Westinghouse — Галущенко

Украинские атомные станции к концу 2023 года получат возможность полностью перейти на топливо американской компании Westinghouse, сообщил министр энергетики Украины Герман Галущенко.

«У нас есть достаточно оптимистичные прогнозы и подтверждение, что наше сотрудничество с Westinghouse даст нам возможность уже к концу этого года этот процесс (обеспечения американским топливом – ЭР) реализовать», – сказал министр в эфире национального телемарафона «Единые новости» в четверг, ссылаясь на посещение им завода американских партнеров по производству топлива.

При этом он отметил, что украинские специалисты, присутствующие на этом заводе, «делают очень многое для скорейшего производства соответствующего топлива, чтобы заменить российское».

Отвечая на вопрос ведущего о перспективах производства ядерного топлива в Украине, глава Минэнерго сказал: «Также у нас есть соответствующие договоренности с Westinghouse о строительстве в Украине завода по производству ядерного топлива. Это, безусловно, будет».

Вместе с тем Галущенко обратил внимание, что сейчас очень актуален вопрос отказа всей Европы от российского ядерного топлива.

«Россия достаточно существенно присутствует на рынке топлива в Европе, и мы с министрами энергетики ЕС и США во время встреч детально проговаривали, что важно сейчас как можно быстрее обеспечить производство топлива в необходимом количестве, чтобы заменить российское на европейском рынке», – пояснил он, добавив, что быстро найти замену ядерному топливу, в отличие, например, от газа, невозможно, поскольку оно производится в определенном количестве, и наращивание объемов требует времени.

В то же время министр акцентировал, что на рынке топлива для блоков ВВЭР-440 у россиян почти монопольное положение на рынке.

«Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы компания Westinghouse начала уже в этом году производить сборки для этих блоков, и мы тем самым избавимся от сильной зависимости от «Росатома» в этой плоскости», – отметил глава Минэнерго.

Как сообщалось, в начале марта 2022 года, после полномасштабного вторжения РФ в Украину, «Энергоатом» полностью отказался от закупок российского ядерного топлива.

2 июня на площадке Хмельницкой АЭС «Энергоатом» и американская Westinghouse подписали соглашение о поставках ядерного топлива на все АЭС Украины с 15 энергоблоками (сейчас загружены этим топливом 7 энергоблоков – ЭР).

Перед этим в самом начале 2022 года президент «Энергоатома» Петр Котин в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» отмечал, что Westinghouse понадобится около двух лет на то, чтобы быть готовой закрыть потребности НАЭК в топливе для 13-ти существующих ВВЭР-1000, на это время на АЭС топлива хватает.

Отвечая на вопрос о сроках поставок топлива Westinghouse для двух ВВЭР-440 Ривненской АЭС, Котин указал, что первая партия американского топлива для ВВЭР-440 будет поставлена в 2025 году.

Затем в марте 2022 года Котин в интервью агентству «Интерфакс-Украина» объяснял, что нет никаких вопросов по топливу для ВВЭР-1000, а по топливу для ВВЭР-440 необходимо больше усилий, чтобы Westinghouse успела обеспечить поставки в следующем, то есть 2023 году.

При этом Котин отметил, что «Энергоатом» также оптимизирует графики поставок топлива для того, чтобы американские партнеры могли обеспечить потребность в нем. По его словам, в связи со сниженным потреблением э/э во время войны, в результате чего снизилось и производство, блоки смогут дольше работать на уже завезенном топливе.

В рамках сотрудничества «Энергоатом» и Westinghouse запустили программу стажировки украинских атомщиков в Соединенных Штатах, в рамках которой более 60 специалистов и выпускников атомных специальностей будут изучать технологию AP1000®.

, ,

USAID инвестирует $44 млн в развитие элеваторов трех украинских агрохолдингов-экспортеров зерна

Агентство США по международному развитию (USAID) объявило о сотрудничестве с тремя крупными украинскими агрохолдингами для развития их инфраструктуры по экспорту и хранению зерна, общие инвестиции в проект составят $44 млн.

Как сообщается на сайте издания CNN, речь идет о крупных украинских производителях агропродукции «Кернеле», «Нибулоне» и Grain Alliance.

Уточняется, что сотрудничество с компаниями поможет увеличить возможности Украины по отгрузке зерна на внешние рынки в размере свыше 3 млн тонн в год. Инвестиции будут направлены на развитие инфраструктуры хранения сельхозпродукции и расширение элеваторов.

«Это объявление является частью преднамеренных усилий администрации Байдена по развитию экономики Украины и смягчению глобального кризиса продовольственной безопасности, который обострился после вторжения России в Украину», — уточнило издание в сообщении.

Как сообщалось, «Кернел» до войны занимал первое место в мире по производству подсолнечного масла (около 7% мирового производства) и его экспорту (около 12%), а также являлся крупнейшим производителем и продавцом бутилированного подсолнечного масла в Украине. Помимо того, компания занималась выращиванием другой агропродукции и ее реализацией.

В 2022 финансовом году (ФГ, июль-2021 – июнь-2022) холдинг получил $41 млн чистого убытка против $506 млн чистой прибыли в предыдущем ФГ, его выручка сократилась на 5% — до $5,332 млрд, а показатель EBITDA сократился в 3,7 раза — до $220 млн.

ООО «СП «Нибулон» (Николаев), один из крупнейших операторов на зерновом рынке Украины, 15 апреля 2022 года получило от Измаильского городского совета (Одесская обл.) разрешение на строительство терминала для перевалки зерновых грузов на земельном участке общей площадью 20 га.

«Нибулон» создан в 1991 году. До российского военного вторжения зернотрейдер имел 27 перегрузочных терминалов и комплексов по приему с/х культур, мощности для единовременного хранения 2,25 млн тонн продукции АПК, флот из 83 суден (из них 23 буксира), а также владел Николаевским судостроительным заводом.

«Нибулон» до войны обрабатывал 82 тыс. га земли в 12 областях Украины и экспортировал сельхозпродукцию более чем в 70 стран мира.

Зернотрейдер в 2021 году экспортировал максимальные за время своего существования 5,64 млн. тонн сельхозпродукции, достигнув рекордных объемов поставок на внешние рынки в августе — 0,7 млн. тонн, четвертом квартале — 1,88 млн. тонн и во втором полугодии – 3,71 млн. тонн.

Агрохолдинг Grain Alliance весной 2022 года приобрел зерновой логистический хаб у границы Украины и Словакии для поставок сельхозпродукции наземными путями в обход украинских портов, пропускная способность которых существенно снизилась из-за полномасштабного российского военного вторжения. Перегрузочные мощности зернового терминала в городе Черна-над-Тысой (Словакия) составят до 400 тыс. тонн в год.

До войны Grain Alliance обрабатывал 57 тыс. га в Киевской, Полтавской, Черниговской и Черкасской областях, выращивал более 300 тыс. тонн зерновых и масличных в год, и владел более чем тысячей голов крупного рогатого скота.

Агрохолдинг имеет в Украине шесть зернохранилищ с суммарной емкостью свыше 260 тыс. тонн.

Основатели ООО «Харвест Мун Ист» (пгт Барышевка Киевской обл.) и BZK Grain Alliance (Швеция) в 2009 году создали совместную компанию — Grain Alliance.

, , , ,

Турецкая оппозиция не смогла выдвинуть единого кандидата в президенты

Лидер «Хорошей партии» (IP) Турции Мераль Акшенер объявила, что покидает оппозиционный блок из шести партий из-за несогласия по поводу кандидата на пост президента, сообщает в пятницу издание Daily Sabah.

«Мы работали не покладая рук, чтобы голос народа был услышан в оппозиции, чтобы донести до оппозиции ожидания людей. На вчерашней встрече пять партий выдвинули кандидатуру Кемаля Кылычдароглу, тогда как мы предложили Мансура Яваша и Экрема Имамоглу. К сожалению, наше предложение было отвергнуто», — заявила Акшенер. По ее словам, таким образом блок доказал, что «не отражает волю народа в своих решениях», а потому IP покидает его.

При этом Акшенер отметила, что ее партия продолжит выступать против правящей Партии справедливости и развития, лидером которой является президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Она также призвала своих кандидатов, Яваша и Имамоглу, которые являются мэрами Анкары и Стамбула соответственно, «продолжать выполнять свои задачи» и постараться победить на выборах.

В свою очередь глава Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу, которого выдвинуло большинство в блоке, заявил, что повода для беспокойства нет.

«Не волнуйтесь, все встанет на свои места», — сказал он.

В январе турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что президентские и парламентские выборы в Турции состоятся 14 мая.

Изначально выборы были намечены на 18 июня, однако Эрдоган неоднократно заявлял, что голосование может состояться раньше. В его партии указывали, что выборы в июне совпадут с высоким туристическим сезоном, поэтому их лучше перенести.

Предвыборные опросы показывают, что борьба как на президентских, так и на парламентских выборах будет упорной.

Западные СМИ называют грядущие выборы «самым большим испытанием» для Эрдогана за последние 20 лет. В то же время, в сообщениях отмечается, что неспособность оппозиции определиться с единым кандидатом может заметно ослабить ее позиции и дать Эрдогану дополнительные шансы на победу.

, ,

«Кернел» получил $208,7 млн чистой прибыли

«Кернел», одна из крупнейших украинских агропромышленных групп, во втором квартале 2023 финансового года (ФГ, июль-сентябрь 2022 года), получила $208,71 млн чистой прибыли, что всего на 2,1% меньше, чем за аналогичный период предыдущего ФГ.

Согласно финансовому отчету на сайте компании вечером в пятницу, выручка агрохолдинга за отчетный период упала на 34,2% — до $1 млрд 235,28 млн.

Валовая прибыль упала на 14,9% – до $294,06 млн, операционная – на 2,3%, до $244,36 млн, а показатель EBITDA – на 5,1%, до $277,15 млн.

Эти показатели существенно лучше, чем в первом квартале этого финансового года.

Компания пояснили снижение выручки на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сокращением объем экспорта зерна, подсолнечного масла и шрота.

В отчете отмечается, что чистое изменение справедливой стоимости биологических активов не оказало существенного влияния на результаты деятельности группы во втором квартале: прибыль составила $0,3 млн против прибыли $27 млн за тот же период предыдущего года.

Согласно документу, затраты на доставку и обработку составили 23% себестоимости продаж в октябре-декабре 2022 года, увеличившись на 120% по сравнению с предыдущим кварталом и на 64% по сравнению с предыдущим кварталом и отражая резко возросшие затраты на логистику при экспорте товаров из Украины. Это стало причиной снижения валовой прибыли на 15%.

«Кернел» также признал прибыль $5 млн от восстановления ранее признанного обесценения активов, в основном относящегося к запасам, расположенным на территориях, ранее оккупированных Россией, поскольку компании удалось получить доступ к таким запасам и использовать их в своей операционной деятельности.

Общие и административные расходы во втором квартале 2023 финансового года составили $59 млн, увеличившись на 33% по сравнению с первым кварталом 2023 финансового года, что отражает более высокие начисления, связанные с заработной платой.

В отношении EBITDA «Кернел» уточнил, что в сегменте «Переработка масличных» она увеличилась на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до $66 млн, в основном за счет второго подряд квартала сильной рентабельности для тех игроков, которые сумели организовать логистику экспорта подсолнечного масла из Украины.

«Несмотря на улучшение рентабельности по сравнению с прошлым годом в отчетном периоде для всех бизнесов сегмента «Инфраструктура и торговля», более чем двукратное сокращение объемов экспорта привело к снижению EBITDA сегмента на 46% по сравнению с прошлым годом – до $62 млн», – говорится в отчете.

Согласно ему, в сегменте «Сельское хозяйство» зафиксирован устойчивый показатель EBITDA в размере $204 млн, что на 45% больше, чем в прошлом году. Такой рост во многом связан с девальвацией гривни, отмечается в документе.

Чистая прибыль от курсовых разниц в отчетном периоде составила $8 млн, добавил «Кернел».

Чистый долг «Кернел», как указывается в отчете, снизился за квартал сразу на 30% – до $1,048 млрд, а соотношение чистый долг к EBITDA снизилось с 13,5 до 11, однако это все еще намного выше уровня год назад, который составлял 1,9.

В целом за первое полугодие 2023ФГ «Кернел» сократил чистую прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,6% – до $370,31 млн при падении выручки на 41,3% — до $1 млрд 889,78 млн.

Валовая прибыль уменьшилась на 30,8% – до $467,41 млн, операционная – на 21,8%, до $386,83 млн, а показатель EBITDA – на 21,9%, до $445,52 млн.

Как сообщалось, Kernel завершил 2022 ФГ с чистым убытком $41 млн против $506 млн чистой прибыли в предыдущем финансовом году при снижении выручки на 5% – до $5,332 млрд.

,

Страховщик «ИнтерЭкспресс» существенно сократил сбор премий и выплаты в 2022 году

ЧАО Страховая компания «ИнтерЭкспресс» (Киев) в 2022 году собрала страховые платежи на сумму 48,4 млн грн, что на 51,9% меньше, чем годом ранее.

Об этом сообщает рейтинговое агентство «Стандарт-Рейтинг» об обновлении компании кредитного рейтинга/рейтинга финансовой устойчивости (надежности) страховщика по национальной шкале на уровне «uaАА».

В частности, поступления от физлиц за год уменьшились на 52,98% — до 22,076 млн грн, поступления от перестраховщиков составили всего 5 тыс. грн. Таким образом, в клиентском портфеле страховщика преобладают юридические лица, на что указывает их доля в брутто-премиях, которая по итогам 2022 года составила 54,36%.

Страховые платежи, отправленные перестраховщикам, за 2022 год сократились на 66,65% по сравнению с 2021 голом — до 7,420 млн грн. Таким образом, коэффициент участия перестраховщиков в страховых премиях снизился на 6,78 п.п. — до 15,34%.

Чистые премии снизились на 47,72% — до 40,963 млн грн, а заработанные – на 41,18%, до 43,489 млн грн.

Объем выплат и возмещений за прошлый год снизился на 49,63% — до 17,299 млн грн. В результате высоких темпов сокращения брутто-премий по сравнению со страховыми возмещениями уровень выплат вырос на 1,61 п.п. — до 35,75%.

В то же время по итогам года прибыль от операционной деятельности составила 0,932 млн грн, а чистая прибыль – 0,852 млн грн.

Активы компании на 31 декабря 2022 года снизились на 9,40% — до 47,89 млн грн, собственный капитал показал прирост на 1,44% — до 37,568 млн грн, обязательства сократились на 34,75% — до 10,322 млн грн., денежные средства и их эквиваленты — на 23,40%, до 6,463 млн грн.

Как отмечается, по состоянию на 31 декабря 2022 года ЧАО СК «ИнтерЭкспресс» инвестировало в ОВГЗ 9,317 млн грн.

СК «ИнтерЭкспрес», зарегистрированная в 2004 году, специализируется на рисковых видах страхования.

, , ,

Евросоюз отложил принятие новых стандартов по выбросам углекислого газа для авто

Принятие Евросоюзом новых стандартов по выбросам углекислого газа для легковых автомобилей и автобусов откладывается на более поздний срок из-за противодействия Германии, некоторых других стран и правоцентристского крыла европейских законодателей, сообщило представительство Швеции, которая председательствует в Совете ЕС.

«Голосование (первоначально запланированное на следующую неделю — ИФ) состоится на более позднем заседании Совета (ЕС)», — заявило шведское председательство в пятницу, отметив, что дата еще не назначена.

В прошлом году законодатели ЕС и правительства стран-членов союза договорились, что производители должны сократить выбросы у новых автомобилей на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 2021 года и на 100% — в 2035 году. Фактически это означает, что продажа новых автомобилей, работающих на углеводородном топливе, таком как нефтепродукты, будет запрещена.

Некоторые страны, в том числе Германия, обратились в Еврокомиссию (ЕК) с просьбой сделать исключение для автомобилей, работающих на «экологическом топливе». Его можно производить из возобновляемых источников энергии и углерода, выделяемого из воздуха. Однако ЕК пока молчит.

Правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП), крупнейшая фракция Европарламента, выступает против запрета и призывает к этому правительства стран союза.

Главный переговорщик ЕНП по этой проблеме Йенс Гизеке мотивирует позицию консерваторов тем, что запрет будет мешать инновациям, приведет к потере тысяч рабочих мест и к упадку важнейшей отрасли европейской промышленности.

«Мир продолжит ездить на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Наша задача — сделать их максимально эффективными с точки зрения выбросов CO2, а не запрещать. Экологические виды топлива могут помочь», — сказал Гизеке.

Иного мнения европейские «зеленые». Их лидер в Европарламенте Филипп Ламбер считает, что это не должно быть темой продолжения дебатов. Германия уже согласилась на поэтапный отказ от двигателей внутреннего сгорания, и в Брюсселе это уже решено. Германия должна оставаться надежным европейским партнером, отметил он в заявлении, разосланном журналистам.

, , ,