Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

В Киевской области открыт областной пресс-центр «Столичный регион»

В Киевской области официально открыт областной пресс-центр «Столичный регион», призванный стать новым медийным и аналитическим хабом для взаимодействия СМИ, общественности, власти и бизнеса.
Открытие состоялось усилиями информационного агентства «Моя Київщина» и редакции газеты «Слово і Діло». На мероприятии были представлены планы работы, а также выставка работ украинских художников из разных районов Киевщины.
Пресс-центр «Столичний регіон» ставит перед собой задачу объединить усилия журналистов, общественных активистов, предпринимателей, культурных деятелей и представителей власти для обсуждения и продвижения тем восстановления, реформ и регионального развития.
В числе ключевых форматов работы — круглые столы, дискуссии, интервью, пресс-конференции, а также проведение социологических исследований и благотворительных акций. Заметное внимание будет уделено журналистским расследованиям и изучению зарубежного опыта в развитии столичной агломерации.
На открытии отметили, что 10 октября в пресс-центре Интерфакс-Украина прошла пресс-конференция на тему «Завершение полномочий местной власти: что дальше и какие риски для громад», что подчёркивает стремление «Столичного региона» стать точкой пересечения медиа-среды и региональной дискуссии.
Создание такого пресс-центра на Киевщине важно не только как локальный проект, но и как площадка для консолидации информации, укрепления связи между общественностью и властью, обмена мнениями и формулирования стратегий развития.
Деятельность «Столичного региона» способна усилить роль медиа на местах, повысить качество аналитики и коммуникаций в регионе, а также стать связующим звеном между столицей и областью.

 

Рекордный рост цен на золото вызвал ажиотаж на его покупку в Азии и Австралии

На фоне стремительного роста международной цены на золото жители ряда стран Азии действительно бросились скупать слитки — и в первой половине дня магазины иногда закрывались уже к полудню. Вьетнамцы в ряде городов выстраивались в очереди с рассвета, когда законодательство наконец отменило государственную монополию на обращение золота.

Между тем цена золота уже преодолела отметку в $4 300 за унцию и продолжает бить исторические максимумы.

Рост ожиданий снижения процентных ставок ФРС и напряжённость в отношениях США и Китая подтолкнули инвесторов к «убежищам» — золоту стало безопасным активом. На фоне инфляционного давления и волатильности рынков драгоценный металл снова в фокусе инвесторов.

В Австралии на пике роста цен золота участки и реки, традиционно используемые любителями-панерами (мыть золото в речных потоках), снова привлекают внимание. Некоторые зарабатывают сотни долларов буквально за несколько часов. Это явление получает медийное освещение как «золотой ренессанс» не только в корпоративном секторе, но и у массовых инвесторов.

Ранее аналитический центр Experts Club представил анализ ведущих стран мира – производителей золота в своем видео на Youtube канале — https://youtube.com/shorts/DWbzJ1e2tJc?si=YuRnDiu7jtfUPBR9

 

, , , , ,

Международная финансовая корпорация будет инвестировать в капитал украинских страховых компаний

Международная финансовая корпорация (МФК) будет инвестировать в капитал украинских страховых компаний, что является мощным сигналом для украинских страховщиков и международных компаний.

Об этом шла речь на встрече руководства Национального банка Украины с президентом Всемирного банка Аджаем Бангой и управляющим директором по операционной деятельности Анной Бьерде, сообщается на странице НБУ в Фейсбуке.

При этом подчеркивалось, что дополнительные возможности инвестиций будут создаваться и с помощью MIGA (Multilateral Investment Guarantee Agency), что дает гарантии для финансирования.

Кроме того, на встрече обсудили дальнейшую финансовую поддержку Украины, усиление энергетической безопасности и увеличение инвестиционного потенциала страны путем внедрения новых финансовых инструментов.

 

,

Европейский суд по правам человека признал отсутствие у компании M.S.L. эффективных средств правовой защиты для своих жалоб в Украине

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал отсутствие у компании M.S.L. эффективных средств правовой защиты для своих жалоб в Украине, это решение является первым по существу решением в практике ЕСПЧ против Украины относительно применения санкций в соответствии с законом Украины «О санкциях».

Как сообщила агентству «Интерфакс-Украина» партнер адвокатского объединения Barristers Эльвира Лазаренко, соответствующее решение по делу «M.S.L., TOV v. UKRAINE» ЕСПЧ опубликовал 16 октября 2025 года (https://hudoc.echr.coe.int/#{%22itemid%22:[%22001-245275%22]})

Лазаренко отметила, что «на сегодня сложилась довольно устоявшаяся практика Большой Палаты Верховного суда по «санкционным делам», в которой говорится об ограниченной возможности судебного пересмотра решений государственных органов о применении санкций из-за наличия дискреционных полномочий у СНБО Украины и президента Украины решать вопросы национальной безопасности».

«Такая практика давно вызывала замечания со стороны юристов, поскольку свидетельствовала о фактическом отказе украинских судов в проверке фактических оснований для применения санкций, то есть отказ осуществить надлежащее правосудие. Решение «M.S.L., TOV v. UKRAINE» важно тем, что в нем поднимаются вопросы о пределах судебного пересмотра украинскими судами решений о применении санкций и возможности предоставления судами оценки существенности рисков, которые становятся основанием для применения санкций к лицам в соответствии с законом Украины «О санкциях»», — сказала она.

Лазаренко напомнила, что дело «M.S.L., TOV v. UKRAINE» касалось обжалования компанией «M.S.L.» санкций, примененных к ней решением СНБО Украины и введенного в действие в 2015 году указом президента Украины с последующим продлением срока действия санкций указами в 2016 и 2017 годах.

Компания-заявитель жаловалась, что введение санкций, в частности, блокирование активов, составило вмешательство в ее права, гарантированные статьей 1 Протокола №1 к Конвенции, поскольку ей было запрещено использовать свои активы и распоряжаться ими. Также компания-заявитель подняла вопрос по статье 13 Конвенции в связи с отсутствием у нее эффективного средства правовой защиты от нарушения ее имущественных прав.

На национальном уровне в удовлетворении иска компании-заявителя относительно первого Указа президента Украины украинские суды отказали, а иски по второму и третьему Указам компания отозвала.

«Национальные суды, отклоняя иск компании, отказались оценить фактические основания применения санкций, ссылаясь на дискреционные полномочия органов, которые вынесли обжалуемые решения. Большая Палата Верховного суда указала, что объем и результаты оценки президентом значимости рисков, которые послужили основанием для наложения санкций на компанию-заявителя, выходят за пределы судебного пересмотра, поскольку административный суд не имеет компетенции принимать решения по вопросам национальной безопасности и обороны», — пояснила юрист.

Она отметила, что, обращаясь в ЕСПЧ, компания, в частности, утверждала, что национальные суды уклонились от осуществления правосудия, поскольку не проверили, имели ли государственные органы достаточные основания для введения санкций и были ли такие основания подкреплены какими-либо доказательствами.

«Более того, ограничение сферы судебного разбирательства не основывалось ни на одном положении национального законодательства. По мнению компании, дискреционные полномочия президента по вопросам нацбезопасности не должны ограничивать судебный пересмотр, осуществленный национальными судами, а также освобождать суды от обязанности проверять основания для санкций в соответствии с законом о санкциях», — сказала Лазаренко.

Юрист отметила, что ЕСПЧ, в свою очередь, указал, что в решениях национальных судов отсутствует содержательная судебная оценка решения о применении санкций к компании-заявителю. В частности, Верховный суд ограничил свой анализ единственным вопросом соответствия решения СНБОУ и первого указа президента формальным требованиям закона о санкциях и не касался сути обвинений СБУ против компании-заявителя.

«Из-за того, что судами не было осуществлено проверки, имел ли первый указ президента прочное фактическое основание, ЕСПЧ пришел к выводу, что такой судебный пересмотр не мог рассматриваться как достаточная процессуальная гарантия от произвола. Соответственно, ЕСПЧ признал вмешательство в право компании-заявителя на мирное владение имуществом незаконным», — сказала она.

Кроме того, Лазаренко отметила, что ЕСПЧ, ссылаясь на свой вывод об отсутствии надлежащих процессуальных гарантий против произвола во время судебного пересмотра решения о применении санкций, а также неэффективность жалоб компании в СБУ, пришел к выводу об отсутствии у компании-заявителя эффективных средств правовой защиты для своих жалоб.

«Учитывая закрепленный статус практики ЕСПЧ как источника права, ожидаем надлежащей реакции на принятое ЕСПЧ решение «M.S.L., TOV v. UKRAINE» со стороны Кассационного административного суда и Большой Палаты Верховного суда, как судов первой и апелляционной инстанций, определенных для пересмотра решений о применении санкций», — резюмировала юрист.

, , , ,

«Укрзализныця» хочет привлечь гранты ЕС для строительства 80 км евроколей до Львова

АО «Укрзализныця» (УЗ), при условии европейского и государственного софинансирования, планирует в ближайшие два года реализовать проект Мостицкая-Скнилов и далее развивать коридор Львов-Ужгород -Чоп и Львов-Черновцы-Вадул-Сирет (Румыния), что позволит Украине начать восстанавливать и реализовывать уникальный географический статус, сообщил директор департамента стратегии и трансформации «Укрзализныци» Олег Яковенко.

«Мы планируем также получить грантовые средства на проект Мостицкая-Скнилов, который свяжет 80 км европейской колеи между польской границей и Львовом. Далее мы проводим сейчас технико-экономические исследования по коридорам, которые связывают Львов, Черновцы и Румынию», — сказал Яковенко во время Киевского международного экономического форума (КМЭФ) в четверг, 16 октября.

По его словам, в рамках интеграции Украины в Европейский Союз УЗ планирует развитие колеи 1435 мм и европейских транспортных коридоров на территории Украины. Также евроинтеграционная реформа железнодорожной отрасли предусматривает коренное изменение функционирования всей модели железной дороги в Украине.

«Прежде всего, речь идет о проведении рыночной реформы, – это выделение оператора инфраструктуры в рамках „Укрзализныци“, отделение от оператора инфраструктуры перевозчиков. Это позволит в будущем либерализовать рынок. А также позволит нам создать рыночные механизмы именно в перевозках», – пояснил Яковенко.

Другим элементом реформы он назвал внедрение европейских правил технической совместимости интероперабельности. Речь идет о технических стандартах безопасности, а также изменениях системы организации безопасности.

Директор департамента стратегии и трансформации «Укрзализныци» отметил, что сейчас планируется внесение законопроекта «О безопасности и интероперабельности железнодорожного транспорта Украины», чтобы принять его до конца года, тогда как в следующем году компания ожидает внесения закона о либерализации рынка.

Как пояснил Яковенко, ожидается формирование так называемого тарифа доступа к инфраструктуре, по которому участники рынка смогут покупать у оператора инфраструктуры определенный доступ к маршрутам перевозки на конкурентной основе.

«Эти тарифы будут регулируемыми, то есть они будут формироваться согласно порядку формирования тарифов, они будут отражать экономически обоснованные тарифы именно по европейским правилам», — подчеркнул представитель «Укрзализныци».

Отмечается, что в новой системе введут отдельные PSO-контракты (Public Service Obligation) между пассажирскими перевозчиками и государством на национальном уровне, а также перевозчиками и органами местного самоуправления. Это должно снять финансовую нагрузку с грузовых перевозок.

Как сообщалось, в сентябре был открыт участок железной дороги стандартной («европейской») колеи 1435 мм между Ужгородом и Чопом Закарпатской области, что позволит организовать беспересадочное железнодорожное сообщение между Ужгородом и рядом столиц стран Европы.

Кроме того, в январе 2025 года сообщалось о переносе реконструкции железнодорожной колеи на участке «Госграница Польши — Мостиска II — Скнилов (Львов)» на 2026 год, хотя в феврале 2024 года тогдашний вицепремьер по восстановлению — министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков заявил о начале строительства до конца 2024 года. Позже стало известно, что Украине не удалось привлечь для реализации проекта финансирование Connecting Europe Facility (CEF). Сообщалось, что возможность профинансировать 50% стоимости проекта изучало Агентство США по международному развитию (USAID), но сейчас оно уже ликвидировано.

 

, , , , ,

Регистрации автобусов в сентябре упали на 6% – УкрАвтопром

Первичные регистрации новых и подержанных автобусов (включая микроавтобусы) в Украине в сентябре 2025 года сократились на 6% по сравнению с тем же месяцем прошлого года – до 233 единиц, сообщил «УкрАвтопром» в Телеграм-канале.

По сравнению с августом текущего года, когда было зарегистрировано 259 автобусов, рынок сократился на 10%.

Доля новой техники в сентябрьском объеме составила 58%, тогда как в прошлом году была 63%.

В лидеры среди новых автобусов вышли отечественные ЗАЗ с регистрацией 38 машин, тогда как в сентябре-2024 эти автобусы занимали третье место в рейтинге с 24 машинами.

Вторыми стали новые автобусы Ataman завода «Черкасский автобус» – 29 ед., которые в прошлом году также занимали второе место с продажей 37 машин.

Третьими среди новых автобусов стали Etalon – 19 ед., которые год назад были лидерами с 60 автобусами.

Среди подержанных в сентябре чаще всего регистрировались Mercedes-Benz – 49 ед.; VDL и Van Hool – по 8 ед.

По данным «УкрАвтопрома», всего в январе-сентябре-2025 автобусный парк Украины пополнили 1888 автобусов (+33% к аналогичному периоду 2024 года). Из них: новых – 935 ед. (+16%); подержанных – 953 ед. (+56%).

Как сообщалось, в 2024 году первичные регистрации новых и подержанных автобусов сократились на 19% по сравнению с 2023 годом – до 2,241 тыс. ед., в частности новых – на 24%, до 1,296 тыс., подержанных – на 12%, до 945 ед.

 

,