Business news from Ukraine

ПРОЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОД ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ КОЛЕИ ОТ ГРАНИЦЫ ДО ЛЬВОВА И КОВЕЛЯ ТРЕБУЮТ $75 МЛН ИНВЕСТИЦИЙ

Проекты модернизации под европейский стандарт колеи от границы до Львова и Ковеля описаны в Национальной транспортной стратегии и требуют свыше $75 млн инвестиций, сообщил экс-заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам евроинтеграции Виктор Довгань агентству «Интерфакс-Украина».

Как сообщалось, премьер-министр Денис Шмыгаль на заседании правительства во вторник сообщил, что Украина начнет поэтапно переходить на европейскую колею, чтобы соединить украинскую железную дорогу с ЕС, вначале речь о соединении больших узлов и больших городов, а затем предусмотрено постепенное расширение по всей стране.

«Инвестиции на столь масштабный проект маловероятны, ведь 1 км европути – 1 млн евро плюс подвижной состав. Надо делать короткие соединения Львов, Мукачево, Черновцы и пересадку. Важно взять план действий Национальной транспортной стратегии, там прописаны проекты с мульти-модальными терминалами. Но делать евроколею в Киев или Одессу нереально на данном этапе», — прокомментировал Довгань.

Напомним, в опубликованном Кабмином в конце 2020 года Инвестиционном атласе, презентовались два потенциальных участка с европейским стандартом колеи 1435 мм: Скнилов-Мостиска и Ковель-Ягодин-Государственная граница.

Оценочная стоимость проекта модернизации Скнилов-Мостиска $20,8 млн., Ковель — Ягодин — Государственная граница — $54,2 млн.

В феврале 2022 года Львовская ОВА сообщала, что в рамках президентской программы «Большое строительство» в этом году начнут работы по восстановлению евроколеи Госграница-Рава-Русская протяженностью 8 км, реализовать его намерены в течение двух лет.

, , , , ,

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ШМЫГАЛЬ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ДО КОНЦА ГОДА УКРАИНА РАСШИРИТ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПОРТА В ЕС ДО 800 МВТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СУТКИ

Премьер-министре Денис Шмыгаль заявляет, что до конца года Украина планирует расширить возможности украинских энергетических компаний, и сможем экспортировать в Европейский Союз около 800 МВт электроэнергии в сутки.

«В середине марта Украина досрочно присоединилась к европейской сети ENTSO-E… Украина уже экспортирует свою электроэнергию в Европу», — сказал Шмыгаль на заседании правительства во вторник.

По словам премьера, в апреле экспорт электроэнергии в Польшу вырос на 35% по сравнению с довоенным январем.

«До конца года мы планируем расширить возможности украинских энергетических компаний, и сможем экспортировать в ЕС около 800 МВт электроэнергии в сутки. Это поможет Европе отказаться от потребления российского угля и снизить потребление российского газа», — заявил он.

, , ,

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРИТ ВОПРОС РАЗБЛОКИРОВКИ УКРАИНСКИХ ПОРТОВ 12-15 ИЮНЯ В ЖЕНЕВЕ

Всемирная торговая организация (ВТО) на 12-й министерской конференции 12-15 июня в Женеве рассмотрит вопрос разблокировки украинских портов ради продовольственной безопасности, это будет главным украинским вопросом порядка дня, сообщило Министерство экономики.

«Мы благодарны за личные усилия генерального директора ВТО в нахождении решения логистики украинского зерна, столь важного для Украины, Африки и всего мира. Свободная и справедливая торговля спасет мир от голода и обнищания», – цитирует пресс-служба в релизе первого вице-премьер-министра — министра экономики Юлию Свириденко по итогам ее встречи с гендиректором ВТО Нгози Оконджи-Ивелой на Всемирном экономическом форуме.

В ходе встречи стороны также согласовали направления сотрудничества накануне 12-й министерской конференции.

,

ПЕРВАЯ ПАРТИЯ УКРАИНСКОЙ КУКУРУЗЫ ДОСТАВЛЕНА В НЕМЕЦКИЙ ПОРТ

Чешский железнодорожный перевозчик ČD Cargo доставил в немецкий порт Браке первый поезд с 1,8 тыс. тонн кукурузы из Украины для последующей отправки в Египет на судне-зерновозе.

Такая смена логистических путей необходима чтобы освободить элеваторы в Украине для приема нового урожая, и чтобы избежать голода в Северной Африке и Азии, потребляющей украинскую сельхозпродукцию, сообщается на сайте издания zdopravy.cz (Чехия) во вторник.

«Мы воспринимаем это как помощь и в то же время возможность для бизнеса. Из-за российского вторжения Украина не может экспортировать зерно традиционным способом через черноморские порты. Приближается новый урожай, а элеваторы в Украине еще полны. Поэтому необходимо решить, как получить хотя бы часть запасов по железной дороге через Европу», — цитирует издание главу правления ČD Cargo Томаша Тота.

Уточняется, что чешский ж/д перевозчик вернулся с грузом кукурузы из Украины, куда он перед этим доставил партию гуманитарной помощи и военной техники.

При этом ж/д экспорт из Украины сопряжен с проблемами из-за разной ширины колеи в ЕС и Украине, а также недостаточной пропускной способностью логистических путей.

«Во-первых, это разные габариты: перевозчики могут либо подбирать колесные тележки, либо перегружать груз. Однако возможности перевалки ограничены. Еще одна узкая горловина – это соответственно пограничные переходы. Их пропускная способность значительно ограничена, например, в долине Эльбы между Дечином и Дрезденом. Разгрузочные мощности в портах также не безграничны», — уточнило издание.

Zdopravy.cz напомнило, что Украина является одним из основных поставщиков зерновых и других сельскохозяйственных культур на мировой рынок. Из-за блокады ее морпортов российскими кораблями экспорт пшеницы остановился, стране необходимо экспортировать около 20 млн тонн зерновых чтобы избежать голода в странах Северной Африке и Азии, традиционно закупающих украинскую сельхозпродукцию.

Как сообщалось, до российского военного вторжения Украина ежемесячно экспортировала до 5 млн тонн сельхозпродукции через порты Одессы и Николаева, однако сейчас из-за их морской блокады Россией страна может ежемесячно перевозить около 1 млн тонн зерновых.

,

ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЯИЦ «ОВОСТАР» В I КВ. ПОЛУЧИЛ УБЫТКИ

Агропромышленная группа компаний «Овостар Юнион», один из ведущих производителей яиц и яичных продуктов в Украине, в январе-марте 2022 года получила на фоне российского военного вторжения $16,44 млн чистого убытка против $4,72 млн чистой прибыли в первом квартале 2021 года, указано в сообщении аграрной группы на Варшавской фондовой бирже во вторник.

«Завод по переработке яиц в Макарове (Бучанский р-н Киевской обл.) был временно остановлен, пока город не был деоккупирован украинскими войсками в конце марта. При последующем осмотре завода были выявлены признаки некритических повреждений административных и производственных зданий… Руководство рассчитывает возобновить работу завода после завершения ремонтных работ в помещении», — уточнила компания в отчете о последствиях вторжения РФ.

Выручка «Овостара» в первом квартале 2022 года сократилась на 13,7% по сравнению с январем-мартом 2021 года — до $27,71 млн. Валовой убыток группы компаний в первом квартале текущего года составил $13,38 млн против $6,91 млн валовой прибыли в январе-марте 2021 года, также за этот период она получила $15,67 млн операционного убытка против $4,37 операционной прибыли в прошлом году.

В структуре выручки «Овостара» 75% составили продажи яиц ($20,8 млн), из этой суммы 87% ($18,1 млн) пришлось на продажи в Украине. Сегмент производства яичных продуктов сгенерировал 25% от выручки агрохолдинга ($6,8 млн), при этом 58% их продаж ($3,93 млн) было проведено на внутреннем рынке.

«Основным каналом сбыта яичного сегмента являются крупные национальные розничные сети. Географически продажи сосредоточены в центральной части страны, а доля продаж в наиболее пострадавших регионах не превышает 10%. Потеря рынка на востоке и юге страны может быть компенсирована ростом спроса в центральной и западной Украине, где временно проживает большое количество внутренне перемещенных лиц», — указано в отчете «Овостара».

В документе указано, что активы агрохолдинга на 31 марта 2022 года сократились по сравнению с 31 декабря 2012 года на 18,3% — до $115,3 млн, его долгосрочные долговые обязательства уменьшились в 1,8 раза, до $5,8 млн, а текущие выросли — на 1%, до $14,5 млн.

«С началом военной кампании РФ группа столкнулась со значительными препятствиями в экспортной деятельности из-за серьезных сбоев в логистике. В частности, блокада Одесского порта перекрыла доступ к рынкам Ближнего Востока, куда товары доставлялись морским путем. Сухопутные поставки в страны ЕС возобновились в начале апреля после того, как компании была выдана специальная лицензия», — отмечает производитель яиц в биржевом сообщении.

«Овостар» также отметил свою зависимость от импорта некоторых кормовых добавок, вакцин и запчастей для оборудования, которые включены в перечень товаров критического импорта и ввозятся в Украину без ограничений. Руководство также подыскивает адекватные заменители импортным поставками на украинском рынке.

Согласно отчету, к 31 марта 2022 года акциями Ovostar Union владели: Prime One Capital Limited (67,93%), контролируемая гендиректором «Овостара» Борисом Беликовым и председателем совета директоров Виталием Вересенко; Generali Otwarty Fundusz Emerytalny (10,39%), Fairfax Financial Holdings Limited (10,39%), Aviva Otwarty Fundusz Emerytalny (5,02%).

Группа компаний «Овостар Юнион» — вертикально интегрированная публичная холдинговая компания, один из ведущих производителей куриного яйца и яичных продуктов в Европе. Производитель является сертифицированным экспортером в страны ЕС с 2015 года.

Холдинговая компания группы — Ovostar Union N.V. в середине июня 2011 года провела IPO 25% акций на Варшавской фондовой бирже и привлекла $33,2 млн. Мажоритарный пакет акций компании находится в собственности Prime One Capital Limited, которая контролируется ее гендиректором Борисом Беликовым и председателем совета директоров Виталием Вересенко.

«Овостар» по итогам 2020 года получил $2,6 млн чистой прибыли против $20,0 млн чистого убытка в 2019 году. Его выручка минувшем году сократилась на 5% – до $98,9 млн.

, ,

MONOBANK ПРЕДЛОЖИТ КЛИЕНТАМ НОВУЮ СТАВКУ В ОБМЕН НА УВЕЛИЧЕНИЕ КРЕДИТНОГО ЛИМИТА

Вирутальный monobank предложит клиентам добровольно перейти на довоенную ставку по карточным кредитам (3,1% в месяц) с текущих 1,6% в обмен на увеличение кредитного лимита, сообщил сооснователь банка Олег Гороховский.

«Мы хотим восстановить карточное кредитование, но ставка, которая в настоящее время по картам (1,6% в месяц), не позволяет нам сделать этого. Потому на следующей неделе мы будем предлагать клиентам (…) добровольно перейти на довоенные условия (3,1% в месяц) в обмен на увеличение кредитного лимита», – написал он в Telegram во вторник.

В январе 2017 года мобильный банк без отделений — monobank — основали бывшие топ-менеджеры ПриватБанка Роман Гороховский, Дмитрий Дубилет и Михаил Рогальский. Он работает под лицензией Универсал Банка, который, среди прочего, входит в группу «ТАС» (Киев).

По состоянию на конце апреля этого года количество клиентов monobank составило 5,7 млн чел.

, ,