Запрет на экспорт пшеницы, ячменя, рапса и семян подсолнечника из Украины в Польшу, Венгрию, Словакию, Румынию и Болгарию, введенный 2 мая на период до 5 июня, будет продлен до 15 сентября, сообщил министр сельского хозяйства и развития сельских районов Польши Робер Телуш.
«Он (соответствующий регламент) еще не утвержден и не опубликован, но у нас есть информация о том, что Еврокомиссия продлила запрет на импорт пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника из Украины до середины сентября 2023 года», – процитировала министра пресс-служба польского ведомства в понедельник вечером.
По информации Телуша, если информация о запрете ввоза подтвердится, с завтрашнего дня в Польшу не сможет поступать зерно по контрактам, заключенным до 2 мая 2023 года.
Польский министр также сообщил, про переговоры с так называемыми приграничными восточно-европейскими странами и Еврокомиссией продолжатся. На них будет обсуждаться перспектива дальнейшего продления запрета на импорт украинского зерна в эти страны после 15 сентября 2023 года.
Запрет могут сделать более гибким с учетом специфики отдельных стран, отметили в аграрном министерстве Польши.
Говоря об экспорте зерна, Телуш сообщил, что в марте из Польши было экспортировано 1,054 млн тонн зерновых, в апреле – 1,152 млн тонн и столько же было экспортировано в мае.
«Это дает в общей сложности более 3 миллионов тонн зерновых, экспортируемых из Польши. При этом импорт падает. В феврале было 270 тыс. тонн, в марте 260 тыс. тонн, а в апреле всего 49 тыс. тонн», — резюмировал министр.
Как сообщалось, в понедельник утром Телуш сообщил о получении от ЕС проекта нового постановления о продлении запрета импорта четырех видов зерновых и масличных из Украины в пять стран до 15 сентября 2023 года и выразил надежду, что он будет введен уже с 6 июня.
Спикер Еврокомиссии по вопросам сельского хозяйства и торговли Мириам Гарсиа Феррер на брифинге в полдень уточнила, что на данном этапе решение еще не принято, обсуждения продолжаются.
Запрет ЕС на импорт пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника из Украины вступил в силу 2 мая и заменил односторонние решения о запрете импорта, введенные граничащими с Украиной странами, в частности, Польшей, Болгарией, Венгрией, Словакией, в нарушение Соглашения об ассоциации и внутренних норм Евросоюза еще с 28 апреля.
Как отмечал ЕС, Болгария, Венгрия, Польша и Словакия обязались отменить односторонние меры по этим и всем другим товарам происхождением из Украины, а также свободно пропускать транзит.
Количество беженцев из Украины в отдельных странах по состоянию на 23.05.2023
Источник: Open4Business.com.ua и experts.news
Дунайские порты в мае перевалили рекордный объем грузов – более 3 млн тонн, сообщила Администрация морских портов (АМПУ) в Facebook.
«По оперативным данным, более 3 млн тонн перевалили дунайские порты в мае. Это абсолютный рекорд для портов этого региона», — констатируют в АМПУ.
Такой результат, как отмечается в сообщении со ссылкой на руководителя АМПУ Юрия Литвина, достигнут благодаря ответственным и слаженным действиям бизнеса, команды АМПУ и Министерства развития громад, территорий и инфраструктуры.
«Развитие Дунайского кластера – это одна из приоритетных задач нашего предприятия. Уже сейчас известные мировые компании инвестируют в развитие портовых мощностей и флота на Дунае, что позволяет постоянно увеличивать объем экспорта и импорта продукции. В этом месяце государственные и частные стивидорные компании обновили свои исторические рекорды”, — сказал он.
Развитие портов Дунайского кластера, указывается в сообщении, — в приоритете европейских партнеров. Еврокомиссия и Дунайская комиссия по сотрудничеству с администрацией Нижнего Дуная, Министерство транспорта Румынии занимаются увеличением пропускной способности Сулинского канала, так как от этого зависит продуктивная работа портов Дунайского региона.
Как ожидается, к концу 2023 года объем перевалки грузов в дунайских портах может вырасти до 20 млн тонн против 16 млн тонн в 2022 году, что в три раза больше довоенного уровня.
Цены на нефть усилили подъем днем в понедельник, инвесторы оценивают итоги встречи ОПЕК+ на минувших выходных.
Августовские фьючерсы на сорт Brent на лондонской бирже ICE Futures к 14:24 кв подорожали на $1,37 (1,8%) — до $77,5 за баррель.
Котировки фьючерсов на WTI на июль на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) к указанному времени повысились на $1,37 (1,91%) — до $73,11 за баррель.
В прошлую пятницу Brent выросла в цене на 2,5%, WTI — на 2,3%.
Страны ОПЕК+ на заседании в Вене 4 июня приняли решение снизить уровень квот на добычу нефти еще на 1,4 млн баррелей в сутки — до 40,46 млн баррелей. Государства, добровольно снижающие добычу с мая на 1,66 млн б/с, продлят сокращения на весь 2024 год.
Между тем Саудовская Аравия уже в текущем году дополнительно сократит добычу на 1 млн б/с и будет думать о возможном продлении такой меры каждый месяц в зависимости от ситуации на рынке для ее стабилизации.
«Саудовская Аравия активнее большинства других членов ОПЕК стремится поддержать цены на нефть выше отметки $80 за баррель, поскольку это важно для баланса бюджета страны на этот год», — написал аналитик DBS Bank Сурво Саркар.
По оценкам консалтинговой компании Rystad Energy, дополнительное сокращение добычи королевством усилит дефицит на мировом рынке до 3 млн баррелей в сутки в июле, что окажет поддержку ценам в ближайшие недели.
Количество погибших и раненых гражданских лиц в Украине с 24.02.2022 по 02.05.2023 — ООН
Источник: Open4Business.com.ua и experts.news
Евросоюз продлил еще на год отмену ввозных пошлин на украинский экспорт, решение вступает в силу с 6 июня 2023 года и действует по 5 июня 2024 года включительно.
Регламент Европарламента и Европейского совета от 31 мая о продлении еще на год отмены ввозных пошлин на украинский экспорт опубликован в официальном журнале ЕС в понедельник.
Срок действия введенного в 2022 году моратория на взимание пошлин истекает 5 июня 2023 года.
В целях предотвращения мошенничества в установленных регламентом преференциальных механизмах Украина должна соблюдать ряд правил, в том числе воздерживаться от введения новых пошлин или сборов и новых количественных ограничений или мер, имеющих эквивалентный эффект, от повышения существующих пошлин и сборов, от введения каких-либо других ограничений в торговле с ЕС, если только это не будет четко обосновано, говорится в документе.
Согласно регламенту, в случае, если Украина не соблюдает какое-либо из этих условий, ЕС может приостановить действие преференциальных механизмов.