По итогам 2024 года в Узбекистане впервые зафиксировано преобладание импорта электрических и гибридных автомобилей над традиционными бензиновыми. Согласно данным Таможенного комитета, обнародованным «Газета.uz», за год в страну ввезено 80 235 легковых автомобилей общей стоимостью 1,9 млрд долларов. В то же время это на 7% меньше в количественном выражении (-5710 единиц) и на 33,1% меньше в денежном (-632,6 млн долларов) по сравнению с 2023 годом.
Импорт автомобилей с бензиновыми двигателями сократился на 36,3%, составив 32 928 единиц (против 51 699 годом ранее). Стоимость ввоза также существенно уменьшилась — с 1,18 млрд до 707,2 млн долларов (-40%). Доля бензиновых авто в общем объеме импорта снизилась с 64,4% до 44,2%.
Импорт гибридных автомобилей увеличился на 42%, достигнув 17 480 единиц. Их общая стоимость составила 339,3 млн долларов, что на 17% больше, чем в 2023 году. Доля гибридов в общем объеме импорта выросла с 15,3% до 23,4%.
Электромобили продемонстрировали еще более впечатляющий рост: количество ввезенных авто увеличилось в 1,5 раза — с 16 084 до 24 095 единиц. В то же время их стоимость уменьшилась на 48,2%, составив 224,8 млн долларов. Доля электромобилей в импорте выросла с 20% до 32,3%.
Средняя стоимость импортируемого электромобиля снизилась почти втрое — с 26 972 до 9 330 долларов (без учета НДС и таможенных пошлин). Гибридные автомобили также подешевели, но менее существенно: средняя цена упала на 17,6% — с 23 570 до 19 410 долларов. Для бензиновых авто снижение составило лишь 6% — с 22 858 до 21 476 долларов.
Растущий спрос на экологический транспорт стимулируется налоговыми и таможенными льготами. Импорт электромобилей освобожден от акцизов, таможенных пошлин и автомобильных сборов. Таксисты, использующие электрические и гибридные машины, освобождены от лицензионных сборов до 2030 года. Для предпринимателей действуют льготы на установку зарядных станций, введенные с 2023 года.
Кроме того, регистрация электромобилей и гибридов стоит дешевле, чем бензиновых авто. Так, стоимость регистрации экологического транспорта составляет 1,5 БРВ, тогда как для бензиновых машин — 6,84 БРВ.
Проблемы с заправками сжиженным газом и высокая стоимость бензина также способствуют переходу водителей на электромобили. В результате доля экологического транспорта в импорте достигла 55,8% (33 564 единицы), превысив долю бензиновых автомобилей (44,2%, 32 928 единиц).
Украина нарастила импорт цинка и изделий из него на 27,5% — до $58,610 млн (в декабре — $3,802 млн). Экспорт цинка вырос до $563 тыс. против $130 тыс. в 2023 году, в декабре — $100 тыс.
Чистый металлический цинк используют для восстановления благородных металлов, применяют для защиты стали от коррозии и в других целях.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в 2025 году продолжит обеспечивать украинских аграриев Херсонской области путем предоставления им оборудования для погрузки/разгрузки рукавов хранения зерна, координировать тестирование почв, сообщил министр аграрной политики и продовольствия Виталий Коваль.
«ФАО в 2025 году фокусируется на трансформации агросектора и насущных потребностях. Поэтому договорились о передаче оборудования для погрузки/разгрузки рукавов для аграриев Херсонской области. Также отметил важность дальнейшей поддержки фермеров на прифронтовых территориях. Кроме того, вместе будем координировать анализ почв после разминирования. Чтобы такие земли были безопасны и могли использоваться для посевной. От этого напрямую зависит продовольственная безопасность», — процитировала пресс-служба Министерства аграрной политики и продовольствия его слова на встрече с исполняющим обязанности Главы Офиса ФАО в Украине Мохаммедом Азукой.
Министр отметил, что еще одним направлением будет продолжение сотрудничества с ФАО по Государственному аграрному реестру.
Виталий Коваль и Мохаммед Азука подписали проектный документ «Сохранение средств к существованию через поддержку малых производителей вина через Продовольственную коалицию». Проект предусматривает создание благоприятной среды для малых производителей вина в Одесской и Закарпатской областях. Речь идет о предоставлении им технической поддержки, доступа к финансированию для восстановления после последствий войны и снижения производительности виноградников, для наращивания производства.
30,11 млн раз граждан пересекли границы государства в 2024 году по данным Администрации государственной пограничной службы Украины. 2% из тех, кто выехал, не вернулись обратно — около полумиллиона граждан. За год количество невозвратов украинцев домой выросло втрое.
2% украинцев, выезжавших в прошлом году, не вернулись в Украину — 443 тыс. Это в 3,3 раза больше, чем в 2023 году — тогда разница между выехавшими и теми, кто вернулся, составила лишь 134 тыс. В 2024 году больше всего людей потерялось в июне — 194 тыс.
Только 3 месяца в прошлом году имели положительную динамику, когда граждан, которые вернулись в страну было больше, чем тех, кто уехал. Среди них апрель — +58 тыс., июль — +23 тыс. и август — +89 тыс.
Всего около 3 млн граждан не вернулось за 3 года полномасштабной войны, по официальным данным Госпогранслужбы. Это почти столько же, как за 11 лет, предшествовавших полномасштабному вторжению — то есть с 2011 по 2021 год (3.3 млн).
Стоит заметить, что данные Пограничной службы Украины отражают только информацию о гражданах, которые выезжали на официальный пунктах пропуска. Достоверных данных по украинцам, которые покинули ВОТ или выехали нелегально, пока нет.
4,2 миллиона украинцев имели статус временной защиты в странах Евросоюза по состоянию на 31 августа 2024 года, по официальным данным ЕС. 60% от общего количества наших беженцев приютили вместе в Германии (1,1 млн), Польше (975 тыс.) и Чехии (376 тыс.).
https://opendatabot.ua/analytics/ukrainians-emigration-trend-2024
Президент Украины Владимир Зеленский примет участие во Всемирном экономическом форуме (ВЭФ), который проходит в Давосе (Швейцария).
«@ZelenskyyUa, президент Украины, присоединится к ежегодной встрече @wef 2025 в Давосе, Швейцария», — сказано в сообщении, опубликованном в аккаунте ВЭФ в соцсети Х во вторник.