ПАО «Укрнафта» 27 декабря объявило тендер на услуги обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автомобильного транспорта (ОСАГО).
Как сообщается в системе электронных госзакупок «Прозорро», ожидаемая стоимость –2,884 млн грн.
Документы принимаются до 4 января.
Проблемы с логистикой и электроснабжением при экспорте сельхозпродукции из Украины во время войны делают нерентабельным выращивание зерновых культур, поэтому в 2023 году общий урожай в стране сократится втрое по сравнению с рекордным довоенным уровнем – до 40 млн тонн с почти 120 млн тонн.
Сокращение урожая до таких низких показателей уже неизбежно вследствие сложившейся в стране экономической ситуации, но путем финансирования агросектора Украина может добиться к 2024 году росту урожая вплоть до 70 млн тонн, рассказал собственник зернотрейдингового холдинга «Прометей» Рафаэль Гороян в интервью агентству «Интерфакс-Украина».
«В прошлом году собрали 120 млн тонн зерновых и масличных культур, в этом году уже упали до 60 млн тонн, а на следующий год, по моим прогнозам, будет 40 млн тонн, то есть падение в 300%! При этом вся инфраструктура Украины заточена под урожай в 120 млн тонн и даже больше, это то, чего мы достигли за 30 лет независимости. Вся инфраструктура рассчитана на 120 млн тонн – автомобили, вагоны, станции, порты, элеваторы — а товара не будет!», — подчеркнул глава «Прометея» в интервью.
«Будет очень резкий дефицит пшеницы, ячменя и кукурузы. Подсолнечника и сои будет достаточно, это высокомаржинальные культуры, а кукурузу не будут сеять. Сейчас сушить ее дорого, урожай этого года убирать не могут, экспортировать не могут — а потом, когда мы выиграем войну (а я думаю, это очень скоро случится), порты откроются, свет появится, а мы получим дефицит продукции», — добавил он.
По словам Горояна, сокращение урожая зерновых приведет к обвалу в Украине стоимости инфраструктурных активов, таких как порты, элеваторы и транспортные средства, а также резкий рост мировых цен на пшеницу, кукурузу и ячмень. В этом смысле особенно серьезной является сокращение урожая пшеницы, поскольку это «политизированная» культура, связанная с мировой продовольственной безопасностью, дефицит которой приведет к росту ее котировок на основных мировых биржах.
Таким образом, государство должно срочно начать выдавать аграриям кредиты под госгарантии, чтобы не допустить стагнации по валовому сбору урожая на несколько лет после 2023 года. Это позволит Украине, вложив сравнительно небольшие средства, избежать сокращения урожая и связанного с этим падения фермерской и зернотрейдинговой отраслей, а также банкротства логистических и инфраструктурных компаний.
«Это нужно, чтобы мы не увидели резкий провал экспорта через два года, а мы его, скорее всего, увидим. Тогда в стране не будет агросектора, страна будет без валюты, нас ждет серьезная безработица, большая инфляция и все дела пойдут не туда. Я считаю, что нужны срочные дотации со стороны государства агропроизводителю, очень срочно, буквально на вчера. И это нужно делать лайтово, без сложных оформлений, потому что средний и мелкий украинский фермер не любит оформлять ничего», — подчеркнул Гороян в беседе.
Как сообщалось, украинские аграрии к 23 декабря собрали 71,72 млн тонн основных сельскохозяйственных культур с общей площади 17,05 млн га. Данная цифра приведена с учетом сахарной свеклы, которой собрано 9 млн тонн с 179 тыс. га.
Окончательный урожай пшеницы в текущем сезоне составил 19,4 млн тонн с 4,7 млн га, ячменя — 5,6 млн тонн с 1,6 млн га, рапса — 3,2 млн тонн с 1,1 млн га, гороха – 261 тыс. тонн с 115 тыс. га. Кроме того, к 23 декабря суммарно собрано 20,2 млн тонн кукурузы с 3,1 млн га (+0,2 млн га), 10,1 млн тонн подсолнечника с 4,6 млн га, 3,7 млн тонн сои с 1,5 млн. га, 157 тыс. тонн гречихи с 115 тыс. га и около 100 тыс. тонн проса с 43,5 тыс. га.
Украина в 2021 году собрала рекордный урожай зерновых, зернобобовых и масличных культур в 106 млн тонн: зерновых и зернобобовых – 84 млн грн, а масличных – 22,6 млн тонн.
В целом в прошлом году было собрано 32,4 млн тонн пшеницы, 40 млн тонн кукурузы, 10 млн тонн ячменя, 581,5 тыс. тонн гороха, 191 тыс. тонн проса, 110 тыс. тонн гречихи. Урожай подсолнечника составил 16,3 млн тонн, сои – 3,4 млн тонн, рапса – 2,9 млн тонн.
Ринат Ахметов с капиталом в $4,4 млрд возглавил рейтинг самых богатых бизнесменов Украины, сообщается на сайте издания «Forbes Украина».
Согласно рейтингу, состояние Ахметова в 2022 году сократилось с $13,7 до $4,4 млрд. Крупнейшие его активы – компания «Метинвест» и группа «ДТЭК». От войны пострадали аграрный, энергетический и металлургический бизнес Ахметова, в частности, потеряны предприятия «Азовсталь» и ММК им.Ильича в Мариуполе.
Второе и третье место заняли сооснователи IT-компании Grammarly Максим Литвин и Алексей Шевченко. Состояние каждого за время войны сократилось с $4 до $2,3 млрд.
Далее в рейтинге – Виктор Пинчук, чей капитал сократился с $2,6 до $2,2 млрд. Его состояние обеспечивается компанией Interpipe, недвижимость и кэшем, отмечает Forbes.
Пятерку самых богатых замыкает Константин Жеваго. Его состояние сократилось с $2,1 до $1,4 млрд. Самый крупный его актив — компания Ferrexpo.
В рейтинге также сооснователи группы «Эпицентр К» Александр и Галина Гереги ($1,2 млрд), совладелец финтех стартапа Revolut Влад Яценко ($1,1 млрд), владелец «Смарт-Холдинга» Вадим Новинский ($1 млрд), Геннадий Боголюбов ($1 млрд) и Сергей Тигипко ($870 млн).
Издание уточняет, что Игорь Коломойский, который в прошлом году занял 4-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов, в 2022-м не попал в перечень из-за утраты им гражданства Украины.
Совокупный государственный долг Украины в ноябре 2022 года вырос на 4,2%: в долларовом выражении – на $4,34 млрд, до $107,46 млрд, в гривневом – на 158,7 млрд грн, до 3,930 трлн грн, свидетельствуют данные на сайте Министерства финансов.
Согласно им, прямой госдолг за минувший месяц увеличился на 4,5% – до $97,69 млрд, или до 3,572 трлн грн преимущественно за счет получения кредита от Евросоюза (на $2,95 млрд) и размещения ОВГЗ (на $0,56 млрд или 20,44 млрд грн).
Внешний прямой долг, в частности, вырос на 6,4%, или $3,68 млрд – до $61,48 млрд, тогда как внутренний прямой долг – на 1,6%, или на 20,44 млрд грн – до 1,324 трлн грн (эквивалент $36,21 млрд).
Как сообщил Минфин, гарантированный государством долг в ноябре в долларовом эквиваленте увеличился на 1,1%, или $0,1 млрд – до $9,77 млрд, а в гривне – на 3,83 млрд грн, до 357,4 млрд грн.
Основная доля гарантированного государством долга приходится на внешний долг, который в ноябре вырос на 1,6%, или $0,12 млрд – до $7,83 млрд.
С начала 2022 года совокупный госдолг Украины вырос в долларовом выражении на 9,7%, или на $9,51 млрд, тогда как в гривневом эквиваленте он подскочил на 47,1%, или на 1,258 трлн грн.
Совокупный внешний госдолг Украины за 11 месяцев этого года увеличился на 21,2%, или на $12,1 млрд – до $69,3 млрд, тогда как совокупный внутренний – на 25,5%, или на 283,7 млрд грн – до 1,395 трлн грн.
По информации Минфина, доля обязательств в долларах на конец ноября составляла 31,22%, в евро — 21,03%, в СПЗ — 13,62%, в канадских долларах – 1,00%, в иене — 0,90%, британских фунтах – 0,02%, тогда как в гривне – 32,21%.
Ведомство также уточнило, что 67,14% госдолга имеет фиксированную процентную ставку, тогда как 13,62% привязано к ставке МВФ, 6,69% – к SOFR, 4,31% – к Libor, 0,43% – к EURIBOR.
Ставка еще по 3,69% госдолга привязано к индексу потребительских цен, а 3,74% – к учетной ставке НБУ. Речь идет об ОВГЗ из портфеля Нацбанка, самыми новыми из них стали бумаги с привязкой к учетной ставке, которые НБУ выкупает в рамках эмиссионного финансирования бюджета.
Наконец 0,38% госдолга имеет ставку с привязкой к украинскому индексу ставок по депозитам физлиц, используемому в программах портфельных гарантий.
Тариф на транзит нефти через территорию Украины в Венгрию и Словакию с 1 января 2023 года увеличится на 18,3% – с EUR11,5/тонна до EUR13,6/тонна, сообщил агентству «Интерфакс-Украина» источник в правительстве.
Информацию также подтверждают российские СМИ со ссылкой на данные на сайте российской «Транснефти».
В ноябре агентство Bloomberg со ссылкой на письмо «Укртранснафты» к «Транснефти» сообщило, что украинская сторона уведомила российскую о необходимости увеличить тариф на 18% в связи с продолжающимся разрушением украинской энергетической инфраструктуры, что привело к значительному дефициту электроэнергии, увеличению ее стоимости, нехватке топлива, запасных частей.
Кроме того, увеличились расходы на организацию безопасных условий труда персонала и охрану объектов украинского нефтетранспортного оператора.
Как сообщалось, тариф на транзит нефти через Украину для «Транснефти» с 1 января 2022 года увеличился с EUR8,6/тонна до EUR9/тонна, с 1 апреля 2022 года – до EUR11,5/тонна.
«Укртранснафта» в 2021 году снизила транзит нефти по территории Украины трубопроводным транспортом в страны Европы и Беларусь на 3,2% (на 427,2 тыс. тонн) по сравнению с 2020 годом – до 12 млн 724,8 тыс. тонн. В частности, транзит в направлении Будковце (Словакия) составил 8 млн 594,3 тыс. тонн (+1,6% к 2020-му), Фенешлитке (Венгрия) – 3 млн 411,5 тыс. тонн (-10,6%), Мозыря (Беларусь) – 719 тыс. тонн (-18,2%).
ЕС и Великобритания с 5 декабря 2022 года ввели эмбарго на закупку российской нефти, а также участие их компаний в транспортировке российской нефти морем и предоставление соответствующих услуг. Венгрии, Чехии и Словакии удалось добиться исключения на введение эмбарго на российскую нефть со стороны ЕС.
АО «Укрзализныця» сообщает о назначении семи дополнительных рейсов пассажирских поездов в преддверии Нового года, шесть из которых в карпатском направлении.
Поезд №191/192 Киев-Львов 30 декабря. В 7:44 отправление из Киева, в 15:28 прибытие во Львов. Обратный рейс в тот же день: в 8:06 отправление из Львова, в 15:38 прибытие в Киев.
Поезд №229/230 Киев-Ужгород через Винницу, Хмельницкий, Тернополь, Львов, Славское, Мукачево. 29 декабря в 20:03 отправление из Киева, 30 декабря в 13:23 прибытие в Ужгород. Обратный рейс: 30 декабря в 22:21 отправление из Ужгорода, 31 декабря в 13:40 прибытие в Киев.
Поезд №238/237 Одесса-Ужгород через Жмеринку, Хмельницкий, Тернополь, Львов, Славское, Мукачево. 29 декабря в 17:00 отправление из Одессы, 30 декабря в 12:02 прибытие в Ужгород. Обратный рейс: 30 декабря в 17:00 отправление из Ужгорода, 31 декабря в 11:06 прибытие в Одессу.
Поезд №216/215 Запорожье — Ивано-Франковск. 28 и 30 декабря в 13:05 отправление из Запорожья, в 4:58-5:50 проезд через Львов и в 8:13 прибытие в Ивано-Франковск. Обратные рейсы: 29 и 31 декабря в 15:42 отправление из Ивано-Франковска, в 18:35-19:10 проезд через Львов и в 12:05 прибытие в Запорожье.
№255/256 Киев-Черновцы через Ивано-Франковск и Коломыю. 28, 29 и 30 декабря отправление из Киева, прибытие на следующий день в 5:50 в Черновцы. Обратные рейсы: 29, 30 декабря и 1 января в 17:38 отправление из Черновцов, на следующий день в 9:22 прибытие в Киев.
№211/212 Харьков-Львов. 29 декабря в 13:43 отправление из Харькова, 30 декабря в 8:27 прибытие во Львов. Обратный рейс: в 17:50 из Львова с прибытием в Харьков в 12:13.
№176/175 Киев-Кривой Рог через Мироновку, станцию им.Шевченко, Александрию 30 декабря. В 6:19 отправление из Киева, в 15:07 прибытие в Кривой Рог. Обратный рейс в тот же день: в 8:09 отправление